ПРОГРАММА профориентационной работы МАОУ НОШ №13

Холуева
Наталья
Владимир
овна

Подписано
цифровой
подписью: Холуева
Наталья
Владимировна
Дата: 2021.07.05
11:48:55 +05'00'

ПРОГРАММА
профориентационной работы с обучающимися
МАОУ НОШ №13

Профессиональная ориентация младших школьников
В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно
адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира.
Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и
воспитания. Профориентационная работа сегодня - неотъемлемая часть программы повышения качества образования.
Цель профориентации в начальной школе - расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда,
через организацию разнообразной досуговой, исследовательской и трудовой деятельности (факультативы, кружки по интересам, работа под
руководством взрослых); расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий и предоставление
возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации; развитие мотивации к учебе и труду через систему
активных методов познавательной и профориентационной игры; выявление общих тенденций в развитии способностей ребенка в
совместной деятельности с родителями и педагогами; развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.
Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают
незначительную часть. Программа направлена на создание условий для систематических и регулярных занятий во внеурочное время.
Пояснительная записка
Первые профессии, о которые узнает ребенок - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной
жизни: воспитатель, врач, продавец, кассир в магазине, водитель автобуса, диктор телевидения. Ребенок ежедневно наблюдает, как
работают люди, что они делают на работе. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая
ребенка лишней информацией, поэтому случайные детали иногда представляются существенной чертой профессиональной деятельности
родителей. Так, играя в «работу», ребенок достает календарь, ставит на стол чайник, напевает песенку, имитирует разговор по телефону, не
понимая, в чем суть этой самой «работы». Внешняя сторона деятельности взрослых надолго остается для детей более существенной, чем ее
смысл.
Слова «работать, работа, на работе» - одни из первых в словаре ребенка. Он знает, что если мамы нет дома, значит, она пошла на
работу. Папе нельзя мешать, когда он работает. Работать нужно для того, чтобы были деньги, на которые люди покупают все, необходимое
для жизни: еду, одежду, мебель, лекарства и т.д. Все взрослые должны работать; не работают только больные и пожилые люди, которые уже
вышли на пенсию. Дети тоже не работают, зато они ходят сначала в детский сад, а потом в школу, чтобы выучиться и выбрать себе
профессию.

С детьми младшего школьного возраста необходимо говорить о том, что на свете есть множество профессий и выбрать свое дело очень
трудно. Можно попробовать несколько разных профессий. Часто бывает так, что ребенок продолжает заниматься тем, же чем занимались
его родители - «рабочая династия». Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему, хорошо
заранее понаблюдать за трудом взрослых. Радостно живется тому, кто любит трудиться, любит, когда работа получается хорошо и приносит
радость другим. «Кем быть?», «Куда пойти учиться после школы?». Младшие школьники пока затрудняются ответить или дают
неуверенные ответы.
Трудности профессионального самоопределения возникают у двух категорий ребят:
1) дети хорошо учатся, но они ничем не увлекаются, жизнь их скучна и монотонна;
2) дети активны и в учебной и в других видах деятельности. Им интересно все, они посещают несколько кружков. У них все
получается. За что ни возьмется чудо-ребенок - во всем добивается успеха. Однако он тоже не может определить, что нравится ему больше,
с чем он хотел бы связать свою жизнь.
Программа направлена на формирование у ребенка социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой
самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Цель: Формирование уважительного отношения к труду и людям труда, потребности активно участвовать в общественно-полезном
труде.
Задачи:
-Совершенствование содержания, форм, методов профориентационной работы и психологической поддержки детей;
-развивать мотивацию личности ребенка к познанию и творчеству;
-воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий;
-познакомить с особенностями труда людей родного края, с несколькими видами профессий;
-показать значение трудовой деятельности в жизни человека;
-приобщать к общечеловеческим ценностям.
-вызвать интерес к занятиям прикладными видами творчества.
Формы работы: подготовка и обсуждение сообщений, беседы, игры, экскурсии, конкурсы, работа в парах, предполагаются
самостоятельные и групповые проектные разработки.
Прогнозируемый результат:
При изучении программы не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков. Критерием достижений учащихся
будет являться осознанный выбор проектной деятельности интересующей профессии, достаточная полнота и серьезность этой работы.

Система работы по профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность
Создание системы диагностик, направленных на выявление склонностей и способностей обучающихся
Содержание работы
Сроки
Выявление склонностей и способностей учащихся
В теч. 1 четверти
Диагностика интеллектуального развития обучающихся 1 -4 классов
Анкетирование обучающихся с целью определения запроса на кружки
дополнительного образования

Сентябрь

Ответственные
Педагог-психолог
Классные руководители
Классные руководители

Осуществление профориентации через внеурочную деятельность
Содержание работы
Организация работы кружков дополнительного образования
Проведение школьных олимпиад
Проведение предметных недель
Вовлечение учащихся в деятельность коллективных творческих групп
Проектно-исследовательская работа учащихся
Участие в в муниципальных и региональных научно-исследовательских
конференциях

Сроки
Ответственные
Сентябрь (ежегодно)
Зам. директора по ВР
По школьному плану Зам. директора по УВР, МО
По школьному плану
МО
В течение года
Классные руководители
В течение года
Классные руководители
В течение года
Классные руководители

Работа классных руководителей по профориентации обучающихся
Содержание работы
Работа по календарному планированию учебной деятельности.
Организация тематических классных часов
Поведение классных мероприятий «Профессии наших родителей»
Оформление классных стендов о профессии
Организация и проведение экскурсий на различные предприятия
Разработка сценариев классных часов, праздников, круглых столов с родителями,
внеклассных мероприятий и т.д.

Сроки
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года

Ответственные
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители

Система общешкольных внеклассных мероприятий по профориентации обучающихся
Блоки

«Я - ученик»

Профессии
моей семьи

Дата
проведения
1 класс
«Экскурсия по школе
«Давайте познакомимся!»

2 класс
Игровой урок «Какой
я?»

3 класс
«Мои сильные и слабые
стороны»

Октябрь

«Я - ученик школы!»

«Знакомься: твоя память,
внимание, восприятие»

«Знакомься: твоя
память, внимание,
восприятие»

Ноябрь

«Профессии моих
родителей» Просмотр
видеосюжетов о
профессиях.

«Профессии моих родных и
знакомых» Просмотр и
обсуждение детских
фильмов и мультфильмов о
труде и тружениках

«Моя семья. Древо
мастеров»
Интернет-книга «Мир
профессий».

«Город мастеров» творческие мастерские,
встречи с родителями
(хобби, домашний труд,
профессии)
«Кто работает в школе?»
Выставка детского
творчества «Профессии
вокруг нас».
Экскурсия по школе
«Работа учителей,
библиотекаря
Фестиваль проектных
работ «Кем быть?»

«Профессии вокруг меня.
Сфера обслуживания»

«Профессии вокруг
меня. Промышленность
и сельское хозяйство»

Сентябрь

Декабрь

Профессии в
моей школе

Тематика
мероприятий

Январь

Февраль
Май

4 класс
«Слушатель, зритель,
деятель - кто я?»
«Знакомься: твоя
память, внимание,
восприятие»
Сочинения о
профессиях,
известных людях.
«Кем быть? Каким
быть?» Конкурс
рисунков «Все работы
хороши, выбирай на
вкус!»

«Профессии
будущего. Наука и
искусство»

Работа библиотеки по профориентации
Содержание работы
Оформление сменного и передвижного стенда «Мир профессий»
Проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы по вопросам
профориентации
Оказание помощи в подборе материала для классных часов, праздников по
профориентации
Выставка и составление каталога литературы «Мир профессий»
«Профессия - библиотекарь» - выступление на классных часах

Сроки
В течение
года
В течение
года
В течение
года
октябрь
По графику

Ответственные
Зав.библиотекой
Зав. библиотекой, классные
руководители
Зав. библиотекой
Зав. библиотекой
Зав.библиотекой, классные
руководители

Работа педагога-психолога по профориентации
Содержание работы
Диагностика интеллектуального развития учащихся 1-4 классов
Организация индивидуальных и групповых занятий с целью развития творческих способностей
учащихся
Обследование первоклассников

Сроки
В течение
года
В течение
года
2-е полугодие

Ответственные
Педагог-психолог
Педагог-психолог
Педагог-психолог

Оказание помощи родителям по выявлению склонностей и способностей ребенка
Содержание работы
Конкурс семейного рисунка «Профессии в моей семье»
Конкурс семейных сочинений «Профессии моей семьи»
Ознакомление родителей с исследованиями по выявлению склонностей и
способностей ребенка

Сроки
1 -4 классы
3-4 классы
Ежегодно

Ответственные
Классные руководители
Классные руководители
Классные руководители
Педагог-психолог


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».