Холуева
Наталья
Владимир
овна
Подписано
цифровой
подписью:
Холуева Наталья
Владимировна
Дата: 2021.07.05
11:48:08 +05'00'
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Начальная общеобразовательная школа №13 имени Героя Советского
Союза В.В. Комиссарова» п. Бобровский
на 2020 – 2025 г.г.
п. Бобровский
Содержание
Пояснительная записка.
3
Нормативные основы целевой модели наставничества.
4
Задачи целевой модели наставничества МАОУ НОШ №13
4
Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества.
5
Структура управления реализацией целевой модели наставничества
5
МАОУ НОШ №13
Кадровая система реализации целевой модели наставничества МАОУ НОШ №13
6
Этапы реализации целевой модели наставничества МАОУ НОШ №13
7
Формы наставничества МАОУ НОШ №13
8
Форма наставничества «Учитель – учитель».
8
Форма наставничества «Учитель – ученик».
10
Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.
13
Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы наставничества
13
Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников.
14
Критерии эффективности работы наставника
15
Механизмы мотивации и поощрения наставников.
16
2
Пояснительная записка
Настоящая Программа наставничества разработана в соответствии с приказом
комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от
23.10.2020 г. № 751 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества
обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего
профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена
опытом между обучающимися на территории Волгоградской области" (далее – целевая
модель наставничества). Согласно Письму Министерства просвещения России от
23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических
рекомендаций", Программа наставничества – это комплекс мероприятий и формирующих
их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и
наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное
раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и
профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также
создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения
и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 6 лет, педагогических
работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов
МАОУ НОШ №13.
Создание Целевой модели наставничества МАОУ НОШ №13 позволит решить
задачу адаптации учителей на рабочем месте, учитывать потребности молодых педагогов,
предупреждать отток кадров, а также создавать условия для помощи всем педагогам,
имеющим профессиональный дефицит.
В программе используются следующие понятия и термины
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний,
формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию
работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной
обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в
конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные
жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает
новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен
термином "обучающийся".
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в
достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и
компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и
поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным
программам
и
программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее
партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов,
необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
3
Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и
методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая
понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
Активное слушание - практика, позволяющая точнее понимать психологические
состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе,
таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения,
паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить
доверительные отношения между наставником и наставляемым.
Буллинг - проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение,
издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны
других обучающихся и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга кибербуллинг, травля в социальных сетях.
Метакомпетенции - способность формировать у себя новые навыки и компетенции
самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.
Тьютор специалист в
области
педагогики, который
помогает обучающемуся определиться с индивидуальным образовательным
маршрутом.
Благодарный выпускник - выпускник образовательной организации, который
ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает
личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует
и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).
Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) - сотрудники
данной образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые
другие субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие
организации и совместно действуют ради этой цели.
Нормативные основы целевой модели наставничества
Устав МАОУ НОШ №13
Отчет по результатам самообследования школы.
Положение о педагогическом совете.
Положение о школьном методическом объединении.
Кодекс профессиональной этики педагога.
Положение об общешкольном родительском комитете.
Задачи целевой модели наставничества МАОУ НОШ №13
Разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели.
Разработка и реализация программ наставничества.
Реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение (осуществляется
куратором программы организации) и контроль за деятельностью наставников,
принимающих участие в программе наставничества.
Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ
наставничества.
Осуществление
персонифицированного
учета обучающихся,
молодых
специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества.
Проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ
наставничества в школе.
Формирования баз данных программ наставничества и лучших практик.
Обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели
наставничества, в формате непрерывного образования.
4
Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества.
Измеримое улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной,
спортивной сферах и сфере дополнительного образования.
Улучшение психологического климата в образовательной организации как среди
обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием
долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства.
Плавный «вход» молодого учителя и специалиста в целом в профессию, построение
продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих
отношений начинающих и опытных специалистов.
Адаптация учителя в новом педагогическом коллективе.
Измеримое
улучшение личных показателей эффективности педагогов и
сотрудников школы, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций.
Рост мотивации к учебе и саморазвитию учащихся.
Снижение показателей неуспеваемости учащихся.
Практическая реализация концепции построения индивидуальных
образовательных траекторий.
Формирования активной гражданской позиции школьного сообщества.
Рост информированности о перспективах самостоятельного выбора векторов
творческого развития, карьерных и иных возможностях.
Повышение уровня сформированности ценностных и жизненных позиций и
ориентиров.
Снижение
конфликтности и развитые коммуникативных навыков, для
горизонтального и вертикального социального движения.
Увеличение доли учащихся, участвующих в программах развития талантливых
обучающихся.
Снижение проблем адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические,
организационные и социальные.
Включение
в систему наставнических отношений детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Структура управления реализацией целевой модели наставничества
в МАОУ НОШ №13
Ответственный
Направление деятельности
исполнитель
Разработка и утверждение комплекта нормативных
документов, необходимых для внедрения целевой модели
наставничества.
Разработка Целевой модели наставничества
Назначение куратора внедрения целевой модели
наставничества.
Разработка и реализация мероприятий дорожной карты
Директор
внедрения целевой модели
Реализация кадровой политики в программе наставничества.
Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение
реализации программ наставничества.
Реализация кадровой политики в программе наставничества.
Инфраструктурное и материально-техническое
обеспечение реализации программ наставничества.
Куратор программы
Формирование базы наставников и наставляемых.
наставничества
Организация обучения наставников (в том числе привлечение
экспертов для проведения обучения).
Контроль процедуры внедрения целевой модели
5
Наставники
Педагог-психолог
Наставляемые
наставничества.
Контроль проведения программ наставничества.
Участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные
формы наставничества.
Решение организационных вопросов, возникающих в процессе
реализации модели.
Мониторинг эффективности целевой модели наставничества.
Разработка и реализация планов индивидуального развития
наставляемых.
Реализация Форма наставничества «Учитель – учитель»
Реализация Форма наставничества «Учитель – ученик»
Проведение тестов на выявление психологической
совместимости, мониторингов удовлетворенности работой
наставнических пар, оказание консультативной помощи.
Решение поставленных задач через взаимодействие с
наставником.
Кадровая система реализации целевой модели наставничества
в МАОУ НОШ №13
В целевой модели наставничества выделяется три главные роли:
Куратор – сотрудник образовательной организации, который отвечает за
организацию всего цикла программы наставничества.
Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении
жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый
поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов
самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи,
личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и
компетенции.
Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя
базами: базой наставляемых и базой наставников. Формирование этих баз осуществляется
директором школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами
школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и детей - будущих
участников программы.
Формирование базы наставляемых:
из числа обучающихся:
проявивших выдающиеся способности;
демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты;
с ограниченными возможностями здоровья;
попавших в трудную жизненную ситуацию;
имеющих проблемы с поведением;
не принимающих участие в жизни школы, отстраненных от коллектива
из числа педагогов:
молодых специалистов;
находящихся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
находящихся в процессе адаптации на новом месте работы;
желающими овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ
компетенциями и т.д.
6
Формирование базы наставников из числа:
педагогов и специалистов, заинтересованных в тиражировании личного
педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
родителей обучающихся – активных участников родительских или управляющих
советов;
ветеранов педагогического труда.
База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от
потребностей школы и от потребностей участников образовательных отношений:
педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).
Этапы реализации целевой модели наставничества МАОУ НОШ №13
Этапы
Мероприятия
Результат
Создание благоприятных условий для
запуска программы.
Сбор предварительных запросов от
потенциальных наставляемых.
Подготовка
Выбор аудитории для поиска
Дорожная карта
условий для
наставников.
реализации
запуска программы
Информирование и выбор форм
наставничества.
наставничества
наставничества.
Пакет документов.
На внешнем контуре
информационная работа направленная
на привлечение внешних ресурсов к
реализации
Выявление конкретных проблем
Формирование
обучающихся школы, которые можно
Формированная база
базы
решить с помощью наставничества.
наставляемых с
наставляемых
Сбор и систематизация запросов от
картой запросов.
потенциальных наставляемых.
Работа с внутренним контуром
включает действия по формированию
базы из числа:
педагогов, заинтересованных в
тиражировании личного
Формирование базы
педагогического опыта и создании
наставников, которые
продуктивной педагогической
потенциально
Формирование
атмосферы;
могут участвовать как в
базы наставников
родителей обучающихся – активных
текущей программе
участников родительских или
наставничества, так и в
управляющих советов, организаторов
будущем.
досуговой деятельности в
образовательной организации и других
представителей родительского
сообщества с выраженной гражданской
позицией.
Выявление наставников, входящих в
Заполненные анкеты в
базу потенциальных наставников,
письменной свободной
Отбор и
подходящих для конкретной
форме всеми
обучение
программы.
потенциальными
наставников
Обучение наставников для работы с
наставниками.
наставляемыми.
Собеседование с
7
Формирование
наставнических
пар/групп
Организация хода
наставнической
программы
Завершение
Программы
наставничества
Провести общую встречу с участием
всех отобранных наставников и всех
наставляемых в любом формате.
Зафиксировать сложившиеся пары в
специальной базе куратора.
Закрепление гармоничных и
продуктивных отношений в
наставнической паре/группе так, чтобы
они были максимально комфортными,
стабильными и результативными для
обеих сторон.
Работа в каждой паре/группе
включает:
- встречу-знакомство,
- пробную рабочую встречу,
- встречу-планирование,
- комплекс последовательных встреч,
- итоговую встречу.
Подведение итогов работы каждой
пары/группы.
Подведение итогов программы
школы.
Публичное подведение итогов и
популяризация практик.
наставниками.
Программа обучения.
Сформированные
наставнические
пары/группы, готовые
продолжить работу в
рамках программы
Мониторинг:
сбор обратной связи от
наставляемых – для
мониторинга динамики
влияния программы на
наставляемых;
сбор обратной связи от
наставников,
наставляемых и кураторов
– для мониторинга
эффективности
реализации программы.
Собраны лучшие
наставнические практики.
Поощрение наставников.
Формы наставничества МАОУ НОШ №13
Исходя из образовательных потребностей МАОУ НОШ №13 в данной Целевой
модели наставничества рассматриваются две формы наставничества: «Учитель –
учитель», «Учитель – ученик».
Форма наставничества «Учитель – учитель».
Цель - разносторонняя поддержка для успешного закрепления на месте работы
молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня
и
поддержка нового сотрудника при смене его места работы, а также создание комфортной
профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей
реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Задачи:
Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей
профессиональной деятельности.
Развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного
процесса.
Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового
педагогического опыта в своей деятельности.
Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях
его закрепления в образовательной организации.
Ускорить процесс профессионального становления педагога.
Результат:
Высокий уровень включенности молодых специалистов и новых педагогов в
педагогическую работу и культурную жизнь образовательной организации.
8
Усиление уверенности в собственных силах и развитие личного творческого и
педагогического потенциала.
Улучшение психологического климата в образовательной организации.
Повышение уровня удовлетворенности в собственной работой и улучшение
психоэмоционального состояния специалистов.
Рост числа специалистов, желающих продолжить свою работу в данном коллективе
образовательного учреждения.
Сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами.
Рост числа собственных профессиональных работ (статей, исследований,
методических практик молодого специалиста и т. д.)
Характеристика участников формы наставничества «Учитель – учитель».
Наставник
Наставляемый
Молодой
Педагог
Кто может быть
специалист
Имеет малый опыт
Специалист,
Опытный педагог, имеющий
работы (от 0 до 3
находящийся в
профессиональные успехи (победитель
лет), испытывающий процессе адаптации
различных профессиональных конкурсов,
трудности с
на новом месте
автор учебных пособий и материалов,
организацией
работы, которому
ведущий вебинаров и семинаров).
учебного процесса, с
необходимо
Педагог, склонный к активной
взаимодействием с
получать
общественной работе, лояльный участник
обучающимися,
представление о
педагогического и школьного сообществ.
другими
традициях,
Педагог, обладающий лидерскими,
педагогами,
особенностях,
организационными и
родителями.
регламенте и
коммуникативными навыками, хорошо
принципах
развитой эмпатией.
образовательной
организации.
Педагог,
Типы наставников
находящийся
в
Наставник
Наставник
состоянии
консультант
предметник
эмоционального
Опытный
Создает комфортные
выгорания,
педагог
условия для реализации
хронической
одного и того же
профессиональных
усталости.
предметного
качеств, помогает с
направления, что
организацией
и
образовательного
молодой
процесса и с решение
учитель,
конкретных
способный
психолого –
осуществлять
педагогичексих и
всестороннюю
коммуникативных
методическую
проблем, контролирует
поддержку
самостоятельную
преподавания
работу молодого
отдельных
специалиста или
дисциплин.
педагога.
9
Возможные варианты программы наставничества «Учитель – учитель».
Формы взаимодействия
Цель
Поддержка для приобретения необходимых
«Опытный педагог – молодой
профессиональных навыков и закрепления на месте
специалист»
работы.
«Опытный классный
Поддержка для приобретения необходимых
руководитель – молодой
профессиональных навыков в работе с классным
специалист»
коллективом и закрепления на месте работы.
Реализация психоэмоциональной поддержки
«Лидер педагогического
сочетаемый с профессиональной помощью по
сообщества – педагог,
приобретению и развитию педагогических талантов и
испытывающий проблемы»
инициатив.
«Педагог новатор –
Помощь в овладении современными программами,
консервативный педагог»
цифровыми навыками, ИКТ компетенциями.
«Опытный предметник –
Методическая поддержка по конкретному предмету.
неопытный предметник»
Схема реализации формы наставничества «Учитель – учитель».
Этапы реализации.
Мероприятия
Представление программ наставничества в форме
Педагогический совет.
«Учитель – учитель».
Методический совет.
Проводится отбор наставников из числа активных и
Анкетирование. Использование
опытных педагогов и педагогов, самостоятельно
базы наставников.
выражающих желание помочь педагогу.
Обучение наставников
Проводится при необходимости.
Проводится отбор педагогов, испытывающий
Анкетирование. Листы опроса.
профессиональные проблемы, проблемы адаптации и
Использование базы
желающих добровольно принять участие в программе
наставляемых.
наставничества.
После встреч, обсуждения
Формирование пар, групп.
вопросов.
Повышение квалификации наставляемого, закрепление
Тестирование. Проведение
в профессии. Творческая деятельность. Успешная
мастер – классов, открытых
адаптация.
уроков.
Анализ эффективности
Рефлексия реализации формы наставничества.
реализации программы.
Поощрение на педагогическом
Наставник получает уважаемый и заслуженный статус. совете или методический совете
школы.
Форма наставничества «Учитель – ученик»
Цель такой формы наставничества является раскрытие потенциала каждого
наставляемого, формирование жизненных ориентиров у обучающихся, адаптация в новом
учебном коллективе; повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных
результатов, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной
траектории, формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;
развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций; создание условий для
осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной
карьеры; разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или
социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям
10
обучения.
Задачи:
-помощь в реализации потенциала, улучшении образовательных, творческих или
спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи
в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций
внутри школы, формирование устойчивого сообщества обучающихся.
Результат:
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень
включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы
МАОУ НОШ №13, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный
фон в коллективе, общий статус школы, лояльность учеников. Обучающиеся –
наставляемые получат необходимый стимул к образовательному, культурному,
интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию
необходимых компетенций.
Характеристика участников формы наставничества «Учитель – ученик».
Наставник
Наставляемый
Кто может быть.
Активный
Пассивный
Опытный педагог, мастер
Обучающийся,
Демонстрирует низкую
своего дела, имеющий
демонстрирующий высокие
мотивацию к учебе и
успешный опыт в достижении
образовательные
саморазвитию,
жизненного, личностного и
результаты,
неудовлетворительную
профессионального результата,
победитель школьных и
успеваемость, имеет
готовый и компетентный
региональных олимпиад и
проблемы с поведением,
поделиться опытом и
соревнований, обладающий испытывает трудности с
навыками, необходимыми для
лидерскими и
адаптацией в школьном
стимуляции и поддержки
организаторскими
коллективе. Социально
процессов
качествами,
или ценностно
самосовершенствования и
нетривиальностью
дезориентированный
самореализации наставляемого.
мышления, лидер класса,
обучающийся,
Обладает лидерскими,
принимающий активное
демонстрирующий
организационными и
участие в жизни школы
отсутствие осознанной
коммуникативными навыками,
(конкурсы, общественная
позиции, необходимой
создает комфортные условия
деятельность, внеурочная
для выбора
для решения конкретных
деятельность), которому
образовательной
психолого-педагогических и
сложно раскрыть свой
траектории и будущей
коммуникативных проблем.
потенциал в рамках
профессиональной
Наставник способен стать для
стандартной
реализации, не
наставляемого человеком,
образовательной
принимающий участия в
который окажет комплексную
программы либо
жизни школы,
поддержку на пути
испытывающему трудности
отстраненный от
социализации, взросления,
коммуникации.
коллектива, не имеющий
поиска индивидуальных
Обучающийся с особыми
активной гражданской
жизненных целей и способов их
образовательными
позиции, испытывающий
достижения, в раскрытии
потребностями
кризис
потенциала и возможностей
,имеющий низкую
самоидентификации,
саморазвития и
информированность о
разрушение или низкий
профориентации. В качестве
перспективах
уровень
наставника могут выступать
самостоятельного выбора
сформированности
педагоги:
векторов творческого
ценностных и
классный руководитель,
развития,
жизненных позиций и
учитель-предметник, методист,
карьерных и иных
ориентиров.
11
социальный педагог, психолог.
Наставник может привлекать
консультантов из числа
педагогов для успешного
выполнения своей программы
наставничества.
возможностей.
Возможные варианты программы наставничества «Учитель – ученик».
Формы
Цель
взаимодействия
Педагогическая и психологическая поддержка обучающегося для
достижения лучших образовательных результатов, раскрытие его
потенциала, создание условий для осознанного выбора
«Учитель –
оптимальной образовательной траектории, преодоление
неуспевающий
дезориентации обучающегося в образовательном процессе,
ученик»
адаптации его в школьном коллективе. В качестве наставника
выступает классный руководитель, который
работает в тесном контакте с учителями-предметниками,
психологом, социальным педагогом.
Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или
развитием коммуникационных, творческих навыков,
«Учитель –
формирование жизненных ориентиров у обучающегося,
пассивный ученик»
формирование ценностей и
активной гражданской позиции. В качестве наставника выступает
классный руководитель.
Психологическая поддержка, раскрытие и развитие творческого
потенциала наставляемого, совместная работа над проектом и т.д.
«Учитель В качестве наставника может выступать классный руководитель
одаренный ученик
или учитель-предметник, в общении с которым наставляемый
хотел бы
повысить свой творческий потенциал.
Создание условий для осознанного выбора оптимальной
образовательной траектории, повышение мотивации к учебе и
улучшение
«Учитель – ребенок с
образовательных результатов обучающегося, развитие его
ОВЗ/ребеноктворческих и коммуникативных навыков, адаптация в школьном
инвалид»
коллективе. В качестве наставника выступает классный
руководитель, который
работает в тесном контакте с учителями-предметниками,
психологом, социальным педагогом, методистом.
Схема реализации формы наставничества «Учитель – ученик».
Этапы реализации.
Мероприятия
Представление программ наставничества в
Ученическая
форме «Учитель – ученик».
конференция.
Анкетирование.
Проводится отбор наставников из числа
Использование базы
активных и опытных педагогов.
наставников.
Обучение наставников.
Обучение проводится
12
куратором программы
наставничества при
необходимости.
Проводится отбор учащихся, имеющих проблемы с учебой, не
мотивированных, не умеющих строить свою образовательную
траекторию. Либо – учащиеся, с особыми образовательными
потребности, не имеющими возможности реализовать себя в
рамках
школьной программы.
Формирование пар, групп.
Повышение образовательных результатов у
наставляемых.
Рефлексия реализации формы наставничества.
Наставник получает уважаемый и
заслуженный статус.
Анкетирование. Листы
опроса. Использование
базы наставляемых.
Личные встречи или
групповая работа в
формате «быстрых
встреч».
Определение
образовательной
траектории.
Анализ эффективности
реализации
программы.
Поощрение
наставляемого на
ученической
конференции.
Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества
Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как
система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе
наставничества и/или отдельных ее элементах.
Организация систематического мониторинга программ наставничества дает
возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие
происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой
наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности
наставника своей деятельностью.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
• оценка качества процесса реализации программы наставничества;
• оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста
участников, динамика образовательных результатов.
Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы наставничества
Этап 1. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества
реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества
совместной работы пар или групп "наставник-наставляемый".
Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы
наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели
качественного изменения образовательной организации, реализующей программу
наставничества,
динамику
показателей
социального
благополучия
внутри
образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в
практической и научной сферах.
Цели мониторинга:
• оценка качества реализуемой программы наставничества;
• оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения
социального и профессионального благополучия внутри образовательной
13
организации и сотрудничающих с ней организаций или индивидов.
Задачи мониторинга:
• сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
• обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к
личности наставника;
• контроль хода программы наставничества;
• описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы
наставляемых);
• определение условий эффективной программы наставничества;
• контроль показателей социального и профессионального благополучия.
Оформление результатов.
По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен
анализ реализуемой программы наставничества.
Сбор данных для построения анализа осуществляется посредством анкеты. Анкета
содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным параметром.
Анкета учитывает особенности требований к трем формам наставничества.
Анализ проводит куратор программы.
Для оценки соответствия условий организации программы наставничества
требованиям модели и программ, по которым она осуществляется, принципам,
заложенным в модели и программах, а также современным подходам и технологиям,
используется анкета куратора. Результатом успешного мониторинга будет аналитика
реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые
стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и
профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными
результатами участников программы наставничества.
Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников.
Этап 2. Второй этап мониторинга позволяет оценить: мотивационно-личностный
и профессиональный рост участников программы наставничества; развитие
метапредметных навыков и уровня вовлеченности обучающихся в образовательную
деятельность; качество изменений в освоении обучающимися образовательных программ;
динамику образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных,
интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников.
Основываясь на результатах данного этапа, можно выдвинуть предположение о
наличии положительной динамики влияния программ наставничества на повышение
активности и заинтересованности участников в образовательной и профессиональной
деятельности, о снижении уровня тревожности в коллективе, а также о наиболее
рациональной и эффективной стратегии дальнейшего формирования пар "наставникнаставляемый".
Процесс мониторинга влияния программ на всех участников включает два
подэтапа, первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества, а
второй - по итогам прохождения программы.
Соответственно, все зависимые от воздействия программы наставничества
параметры фиксируются дважды.
Цели мониторинга влияния программ наставничества на всех участников.
Глубокая оценка изучаемых личностных характеристик участников программы.
Оценка динамики характеристик образовательного процесса (оценка качества изменений в
освоении обучающимися образовательных программ).
Анализ и необходимая корректировка сформированных стратегий образования пар
"наставник-наставляемый".
Задачи мониторинга:
• научное и практическое обоснование требований к процессу организации
14
•
•
•
•
•
программы наставничества, к личности наставника;
экспериментальное подтверждение необходимости выдвижения описанных в
целевой модели требований к личности наставника;
определение условий эффективной программы наставничества;
анализ эффективности предложенных стратегий образования пар и внесение
корректировок во все этапы реализации программы в соответствии с результатами;
сравнение характеристик образовательного процесса на "входе" и "выходе"
реализуемой программы;
сравнение изучаемых личностных характеристик (вовлеченность, активность,
самооценка, тревожность и др.) участников программы наставничества на "входе"
и "выходе" реализуемой программы.
Критерии эффективности работы наставника
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень
включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы
организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в
коллективе, общий статус организации, лояльность учеников к школе. Обучающиеся –
наставляемые получат необходимый стимул к культурному, интеллектуальному,
физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых
компетенций.
Также к результатам правильной организации работы наставников относятся:
повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса
(группы) и образовательной организации; численный рост посещаемости творческих
кружков, объединений, спортивных секций; количественный и качественный рост
успешно реализованных образовательных и творческих проектов; снижение числа
обучающихся, состоящих на учете в полиции и психоневрологических диспансерах;
снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной
незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.
В качестве критериев оценки наставнических программ выделяются:
• единая стандартная процедура оценки;
• разработанность форм контроля за деятельностью наставников;
• научная обоснованность инструментов оценки;
• представление
доступа
к
необходимым
ресурсам
(организационным,
методическим, информационным и др.);
• документальная оснащенность;
• наличие возможностей для обучения и консультаций;
• отработанность процедуры отчетности;
• обоснованность программы и плана мероприятий;
• разработанность форм поощрения и награждения наставников, наставляемых и их
семей.
Механизмы мотивации и поощрения наставников
К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку
системы наставничества на школьном, общественном, муниципальном и государственном
уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия,
где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором
наставнику отводится ведущая роль.
Мероприятия по популяризации роли наставника.
• Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на
школьном уровне.
• Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном,
региональном и федеральном уровнях.
15
•
•
•
•
•
Проведение школьного конкурса профессионального мастерства "Наставник года",
«Лучшая пара», "Наставник+";
Создание специальной рубрики "Наши наставники" на школьном сайте.
Создание на школьном
сайте методической
копилки
с
программами
наставничества.
Доска почета «Лучшие наставники».
Награждение школьными грамотами "Лучший наставник"
16