Описание Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития МАОУ «Начальная общеобразовательная школа №13 имени Героя Советского Союза В.В. Комиссарова» п. Бобровский на 2019-2023гг Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития муниципального автономного общеобразовательного учреждения “Начальная общеобразовательная школа № 13 имени Героя Советского Союза В.В. Комиссарова ” п.Бобровский разработана педагогическим коллективом МАОУ НОШ № 13 в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования детей с задержкой психического развития. А также с учётом образовательных потребностей и запросов учащихся и их родителей ( законных представителей), концептуальных положений УМК «Планета знаний», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД). Данная программа рассмотрена и принята педагогическим советом (протокол № 5 от 28.06.2019 г). Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования ( далее- АООП НОО ) обучающихся с задержкой психического развития МАОУ НОШ №13 определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации. АООП НОО МАОУ НОШ №13 обучающихся с задержкой психического развития направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью. В основу формирования адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития положены следующие принципы: - принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); - принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; - принцип коррекционной направленности образовательного процесса; - принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; - принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития; - принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»; - принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; - принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; принцип сотрудничества с семьей. Сроки получения начального общего образования обучающимися с задержкой психического развития пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся и определяются Стандартом. Нормативный срок освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития составляет 4 года: 1-4 классы. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. АООП начального общего образования обучающихся с ЗПР создается на основе Стандарта и при необходимости индивидуализируется. В МАОУ НОШ№13 АООП НОО для детей с ЗПР реализуется при индивидуальном обучении, на основании рекомендаций территориальной ПМПК, сформулированных по результатам комплексного обследования ребёнка, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и по заявлению родителей (законных представителей). Индивидуальное обучение обучающихся оформляется приказом директора школы. 1.3. Структура адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования 3 обучающихся с задержкой психического развития состоит из двух частей : • обязательной части; • части, формируемой участниками образовательных отношений. Соотношение частей и их объем определяется ФГОС начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с задержкой психического развития МАОУ НОШ №13 создала АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития (в соответствии с ФГОС ― вариант В). В структуре варианта В АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития представлены: 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Определение и назначение адаптированной основной образовательной программы (АООП) начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития 1.2. Нормативные документы для разработки АООП 1.3. Структура адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития 2. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 2.1. Целевой раздел 2.1.1. Пояснительная записка. 2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования 2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования 2.2. Содержательный раздел 2.2.1. Направление и содержание программы коррекционной работы 2.3. Организационный раздел 2.3.1. Учебный план 2.3.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития Обучаясь по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования, обучающийся с задержкой психического развития получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения начального школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но при индивидуальном обучении. Сроки получения начального общего образования обучающимися с задержкой психического развития пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся и определяются Стандартом. Нормативный срок освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития составляет 4 года: 1-4 классы. Освоение адаптированной образовательной программы начального общего образования созданной на основе Стандарта, обеспечивает достижение обучающимися с задержкой психического развития трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.