Адаптированная программа логопедического сопровождениякоррекционно-развивающих занятий с обучающимися ОВЗ

Холуева
Наталья
Владимировна

Подписано цифровой
подписью: Холуева
Наталья Владимировна
Дата: 2024.04.10
11:50:32 +05'00'

Адаптированная программа логопедического сопровождения
и тематическое планирование коррекционно – развивающих
занятий с обучающимися ОВЗ 1-4 классов

Учителя – логопеда
Неволиной А. Е.

пос. Бобровский, 2023г.

Утверждаю:
директор МАОУ НОШ №13
____________ Н. В. Холуев
Приказ №144-ОД от 30.08.2023г

Пояснительная записка
В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не
справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют школьники с ограниченными
возможностями здоровья (далее ОВЗ).
Дети с ОВЗ– это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне
специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется
прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорнодвигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и
комплексными нарушениями развития. Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями. Отклонения в
развитии ребенка приводят к его выпадению из социально – культурного и образовательного пространства. Грубо
нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не
может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок
приобретает без специально организованных условий обучения.
Для детей с ОВЗ характерна низкая познавательная активность, недостаточность процессов восприятия, внимания,
памяти. На начальной ступени школьного образования выделяются основные взаимосвязанные линии обучения:
1. овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
2. развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму;
3. овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту задач;
4. развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.

Данная программа представляет собой коррекционно-развивающую работу, обеспечивающую полноценное
овладение фонетической стороной речи, формирование и совершенствование лексико - грамматических средств языка,
развитие связной речи, помогает овладению навыками грамотного письма и чтения, что является необходимым
компонентом обученности школьника. Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с
возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических

процессов у детей с нарушениями устной и письменной речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного
развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе.
Настоящая рабочая программа логопедических занятий для учащихся 1-4 классов с ОВЗ разработана с опорой
на методические системы работы Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, А.В. Ястребовой, Р.И. Лалаевой, С.Ю.
Горбуновой, Е.А. Яструбинской, Т.В.Моисеевой, Л.С. Волковой, Е.В. Мазановой, В.В. Коноваленко.
Программа составлена для обучающихся с ОВЗ: 1- 4 классов, с нарушением устной и письменной речи.
Цель курса: провести коррекционное обучение с детьми с ОВЗ, обучающимися по адаптированным программам,
предупредить и скорректировать недостатки устной и письменной речи с целью успешного освоения школьной
программы.
Общая характеристика учебного курса
Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков
чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. Специфика курса
заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным
чтением для профилактики речевых недостатков, повышения качества знаний, умений и навыков обучающихся.
Логопедическое сопровождение оказывает содействие в успешной адаптации и социализации учащихся в данном
образовательном учреждении, качественно помогает детям в освоении общеобразовательной программы.
Место курса
С
учащимися, зачисленными на логопедические занятия, проводятся подгрупповые (не более 3 человек) и
индивидуальные занятия. Периодичность логопедических занятий 1-2 раза в неделю, в зависимости от речевого нарушения.
Продолжительность подгруппового занятия 35 - 40 минут (1 класс первое полугодие и второе полугодие соответственно), 40
минут (2- 4-й класс), 15-20 мин продолжительность индивидуального занятия. Сроки коррекционной работы определяются
степенью тяжести нарушения речи, комплектование групп - схожестью нарушений речевого развития, уровня психического
развития, возрастным критерием.

Содержание учебного курса
Содержание работы по данной рабочей программе тесно связано с содержанием школьной программы по
русскому языку и литературному чтению. Основными темами логопедической коррекции, которые требуют
тщательной отработки и многократного повторения, являются: «Речь», «Слово», «Предложение», «Звук», «Звуки
речи», «Гласные и согласные», «Звонкие и глухие», «Твердые и мягкие», «Слоговой состав слова». Данные темы
являются фундаментом в совершенствовании фонетической системы языка.
Перед началом логопедической работы организуется проведение обследования. При обследовании выявляется какой
из компонентов языковой системы нарушен. Для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени
выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля), построения системы индивидуальной
коррекционной работы, комплектования подгрупп, отслеживания динамики речевого развития ребёнка, используется
диагностика общего и речевого развития, устной и письменной речи. Исходя из результатов обследования, планируется
дальнейшая коррекционная работа. Логопедическая работа должна начинаться как можно раньше, быть чётко спланирована
и организована, должна носить не только коррекционный, но и предупреждающий вторичные дефекты характер.
Формы организации деятельности учащихся:
- подгрупповая
- работа в парах
- индивидуальная
Направление работы:
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи.
Проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им помощи в условиях ОУ.

Коррекционно – развивающая работа обеспечивает своевременную помощь и коррекцию недостатков устной и
письменной речи. Способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных,
познавательных, коммуникативных).

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей по вопросам оказания
логопедической помощи.


Информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанных с
особенностями логопедической работы для детей; со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их
родителями (законными представителями), учителями начальных классов.


Задачи:
1. Развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики,
речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.
2. Формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное
восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
3. Формирование умение различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.
4. Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных
звуков.
Критерии оценивания различных видов работ:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.
Логопедическая диагностика учащихся:
-обследование артикуляционного аппарата и звуковой стороны речи;
-обследование фонематического слуха;
-обследование лексического строя речи;
-обследование грамматического строя;
-обследование процесса письма и чтения.

Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:
1. Коррекционная работа на фонетическом уровне:
- коррекция дефектов произношения;

- формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия,
совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
2.Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:
Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем
накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах
слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.
3. Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных
синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности
высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным
образцам.
Программа логопедического сопровождения детей с ОВЗ (ЗПР, ТНР)

Направление
работы Задачи
логопеда
Диагностическое
1.Выявление детей с
нарушениями общего и речевого
развития;
2. определение структуры и
степени выраженности дефекта;
3. отслеживание динамики
общего и речевого развития.
Коррекционное
Коррекция общего и речевого
развития детей с ОВЗ

Содержание и формы работы

Ожидаемые результаты

1.Диагностика общего и
речевого развития
обучающихся;
2. исследование результатов;
3. изучение состояния навыков
письменной речи детей.

1. Характеристика
образовательной
ситуации;
2.составление
рекомендаций для
родителей и
учителей.
Сформированность
языковых средств и умений
пользоваться ими.

Проведение индивидуальных и
групповых логопедических
занятий по коррекции общего
недоразвития речи, фонетико-

Профилактическое

Обеспечение комплексного
подхода к коррекции
недостатков общего и речевого
развития обучающихся с ОВЗ.

фонематических нарушений,
нарушений чтения и письма.
Направление детей по
результатам диагностики на
обследование и лечение к
детскому неврологу, психиатру,
офтальмологу и другим
медицинским специалистам.

Контроль выполнения
назначений медиков,
беседы с родителями о
позитивных результатах
комплексного подхода к
коррекции речевого
недоразвития.

Планируемые результаты:
По окончании 1 класса обучающиеся должны уметь:
- различать звуки на слух и в произношении, анализировать слова по звуковому составу;
- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
- различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные, свистящие, шипящие и аффрикаты, гласные ударные и
безударные;
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать
на реплики, поддерживать разговор);
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.
По окончании 2 класса обучающиеся должны уметь:
- различать предложение, словосочетание, слово;
-анализировать слова по звуковому составу;
-составлять предложения, выделять предложения из речи и текста,
восстанавливать нарушенный порядок слов в
предложении;
-подбирать группы родственных слов (несложные случаи); разбирать слово по составу (несложные случаи);
-писать под диктовку предложения и тексты;
-правильно читать вслух целыми словами;
-соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение, необходимую интонацию;
-отвечать на вопросы по прочитанному;

-высказывать своё отношение к поступку героя, событию;
-пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.
-устно рассказывать на темы, близкие их интересам.
По окончании 3 класса обучающиеся должны уметь:
-производить звукобуквенный анализ и синтез слов;
-дифференцировать звуки по акустическому сходству;
-подбирать к слову родственные слова;
-владеть навыками словообразования и словоизменения;
-подбирать синонимы и антонимы к различным частям речи;
-дифференцировать предлоги и приставки;
-составлять распространенные предложения;
-определять тему рассказа, последовательность и связность предложений в тексте;
-составлять план связного высказывания.
По окончании 4 класса:
-должна быть создана основа для продуктивного усвоения правил правописания, связанных с полноценными
представлениями о морфологическом составе слова(безударные гласные, проверяемые ударением, приставки, сложные
слова, изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам в зависимости от существительных);
-учащиеся должны уметь характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёр
дые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
-учащиеся должны различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
-учащиеся должны находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;
-учащиеся должны находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
-учащиеся должны соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать,
точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
-учащиеся должны пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно, сопоставлять и обобщать содержащуюся в
разных частях текста информацию.

Тематическое планирование коррекционно – развивающих занятий для учащихся с ОВЗ 1-х классов

№
п/п

1

Тема занятия

Содержание работы
Задачи

Диагностика устной
и письменной речи.

2

Уточнение речевых
возможностей детей.
Правила речи.

3

В мире звуков. Звуки
окружающего мира.

4

Комплекс общих
упражнений для
развития
артикуляционных
органов

5

Упражнения для
дыхания

6

Гимнастика мимико –
артикуляционных

Дата
Виды работ,
игры и упражнения

Диагностический этап
Выявление недостатков в формировании
Индивидуальная диагностика
устной и письменной речи
Подготовительный этап
1. Развитие общих речевых навыков.
1. Игры-поддувалочки: «Одуванчик», «Бабочки», «Чья птичка
2. Знакомство с понятиями
дальше улетит» и т.п.
физиологическое и речевое дыхание.
2. «В лесу», «Не разбуди Катю».
3. Знакомство с понятием темп речи.
3. Скороговорки.
4. Знакомство с понятием
4. «Маша и медведь», «Теремок» (озвучь героев).
интонационная выразительность.
5. «Определи с какой интонацией сказана фраза (. ? !)», «Скажи
5. Знакомство с Правилами речи.
с разной интонацией».
1. Развитие общего физического слуха,
1. «Звуки комнаты», «Звуки улицы», «Звуки кухни» и т.п.
умения слушать и слышать.
2. «Что звучало?» (предметы), «Кто как голос подает?»
2. Развитие умения различать звуки
(животные), «Звуки природы».
окружающего мира.
Развитие общих речевых навыков.
1.Упражнение «Сделать трубочку»
2. Знакомство с понятиями
2.Упражнение «Открыть широко рот»
физиологическое и речевое дыхание.
3.Упражнение « Почистить зубы » (наверху и внизу)
3. Знакомство с понятием темп речи.
4. Знакомство с понятием
интонационная выразительность.
5. Знакомство с Правилами речи.
1. Развитие общего физического слуха,
1.«Надуй шарик» - Дети надувают щеки и медленно выдыхают,
умения слушать и слышать.
помогая руками (шарик надувается).
2. Развитие умения различать звуки
2.«Задуй свечу» - Губы вытянуты трубочкой, идет направленная
окружающего мира.
струя воздуха.
3.«Подуй в окошко (на язычок») - Язык чуть выдвинут вперед и
широкий лежит на нижней губе. Посередине образуется
желобок. Воздух идет через желобок, прикрытый верхней губой.
Развитие общих речевых навыков.
Силовая гимнастика :
2. Знакомство с понятиями
а) упражнения с присоской;

мышц

7

Гимнастика губ u щек,
ротовой полости

8

Звуки речи.
Дифференциация
понятий «речевые» и
«неречевые» звуки.
Ознакомление с
органами
артикуляционного
аппарата.
Артикуляционная
гимнастика.
Дыхание.
Дыхательная
гимнастика.
Голосообразование.
Голосовая гимнастика.

9

10

11

Общая моторика. Речь
с движением.

12

Мелкая моторика.
Пальчиковая
гимнастика.

физиологическое и речевое дыхание.
3. Знакомство с понятием темп речи.
4. Знакомство с понятием
интонационная выразительность.
5. Знакомство с Правилами речи.
1. Развитие общего физического слуха,
умения слушать и слышать.
2. Развитие умения различать звуки
окружающего мира.

1. Развитие умения различать звуки
окружающего мира и звуки речи.

б) сильно надувать щеки, по возможности удерживая губами
воздух в ротовой полости;
в) удерживать губами карандаш, стеклянные трубки; при
дыхании воздух проходит по обоим углам рта - сразу или
поочередно.
Силовая гимнастика :
а) упражнения с присоской;
б) сильно надувать щеки, по возможности удерживая губами
воздух в ротовой полости;
в) удерживать губами карандаш, стеклянные трубки; при
дыхании воздух проходит по обоим углам рта - сразу или
поочередно.
1.«Что звучало?»
2. «Кто сказал?», «Узнай по голосу».

1. Знакомство со строением
артикуляционного аппарата.
2. Отработка упражнений общей
артикуляционной гимнастики.

1. Работа с зеркалами и логопедическими профилями.
2. Артикуляционные упражнения.

1. Тренировка плавного выдоха.
Развитие силы и длительности выдоха.
2. Дифференциация ротового и
носового вдоха и выдоха.
3. Знакомство с понятиями плавность
речи и тембр голоса, модуляция голоса
(высота).
4. Знакомство с понятием сила голоса
(тише, громче).
1. Развивать общую моторику, чувство
ритма, координацию движений.

1. «Задуй свечу», «Футбол», «Кораблики», «Кто дальше?».
2. Упражнения: «Нос - нос», «Нос - рот», «Рот - нос», «Рот рот».
3. Дыхание с задержкой под счет.
4. Дыхательно-голосовые упражнения с модуляцией голоса:
«Укачиваем Катю», «В лесу!».

1. Развивать общую моторику, чувство
ритма, координацию движений.

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях.
Игры с передвижением под музыку.
2. Игры с мячом.
3. Гимнастика мозга: «Кнопки мозга», «Умные движения»,
«Ленивые восьмерки», «Перекрестные движения» и т.д.
4. «Расскажи стихи руками».
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Пальчиковая гимнастика с предметами.
3. Игры и задания с различными предметами (мозаика,

13

Слуховое восприятие
и внимание.
Фонематический слух.
Вербальная память.

1. Развивать слуховое восприятие,
внимание и память.
2. Развивать фонематический слух.
3. Развивать вербальную память.

14

1. Развивать зрительное восприятие,
внимание и память.
2. Развивать логическое мышление.

16

Зрительное
восприятие, внимание
и память. Логическое
мышление.
Зрительно-пространственные и временные
представления.
Зрительно-моторная
координация.
Графические
упражнения.
Предложение

17

Звуки и буквы

18
19

Гласные и согласные
Звуко-буквенный
анализ и синтез.
Слоговой анализ и
синтез. Ударение.
Согласные.
Дифференциация
твердых и мягких
согласных
Различение звонких глухих согласных
звуков
Различение шипящих

15

20

21

22

1. Развивать зрительные,
пространственные и временные
представления детей.
2. Развивать зрительно-моторную
координацию.
3. Развивать графо-моторные навыки
детей.
Речь и предложение. Упражнение в
составлении предложений. Предложение
и слово. Связь слов в предложении.
Дифференциация понятий «слово» «предложение». Грамматическая основа
предложения.
Развитие звуко-буквенного анализа и
синтеза
Уточнение гласных а, о, у, ы, и
Развитие звуко-буквенного анализа и
синтеза

шнуровка, счётные палочки, спички, пуговицы, верёвочки,
пластилин и т.д.)
1. «Отгадай, кто сказал?», «Повтори ритм», «Где позвонили?».
2. «Доскажи словечко», «Рифмы».
3. «Назови слово» (на заданный звук), «Отгадай звук», «Найди
место звука в слове».
4. «Запомни и повтори», «Цепочка слов» (3 слова; 6 слов), «Что
изменилось?», «Повтори и добавь».
1. «Что изменилось?», «Дорисуй фигуру», «На что похоже?» и
т.п.
2. «Запомни и нарисуй» и т.п.
3. Игры и упражнения с сериями картинок, лото и т.п.
1. Рисование бордюров, узоров.
2. Графические диктанты.
3. «Повтори движение» (стоя рядом), «Сделай как я» (стоя
напротив).
4. «Круглый год», «Вчера, сегодня, завтра», «Утро, день, вечер,
ночь», «Что сначала, что потом» и т.п.
5. «Четыре точки» и другие игры с карандашом.
Упражнение в выделении главных слов в предложении.
Упражнение в выделении предложений из рассказа.

Звуки и буквы. Алфавит.
Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы.
Упражнения: понятие «слог»; слогообразующая роль гласного;
звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов.

Развитие звуко-буквенного анализа и
синтеза
Уточнение гласных а, о, у, ы, и

Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких
согласных.

Развитие звуко-буквенного анализа и
синтеза
Уточнение гласных а, о, у, ы, и
Развитие звуко-буквенного анализа и

Упражнение в различении звуков в слогах, словах,
предложениях в устной и письменной речи.
Упражнение в различении звуков в слогах, словах,

– свистящих звуков

синтеза
Уточнение гласных а, о, у, ы, и
Развитие звуко-буквенного анализа и
синтеза

предложениях в устной и письменной речи.

23

Различение аффрикат

24

Различение соноров

Развитие звуко-буквенного анализа и
синтеза

Упражнение в различении звуков в слогах, словах,
предложениях в устной и письменной речи.

25

Состав слова.
Словообразование

1.Формирование навыка в выделении
корня слова.
2.Усвоение темы «Безударные гласные».

Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и
выделении корня. Упражнение в формировании навыка подбора
родственных слов

26

Словоизменение.
Согласование слов
Предлоги

Формирование общего понятие о
предлогах и употреблении их в речи
Формирование общего понятие о
предлогах, приставках и употреблении
их в речи.
Формирование смыслового значение
слова
Знакомство с предложением как
единицей речи.
Обучение письменному ответу на
вопросы
Оценить усвоение пройденных тем

Тренировочные упражнения в выделении предлогов.

27

29

Дифференциация
предлогов и
приставок.
Предложение

30

Текст

31

Итоговая проверочная
работа.

28

32

Диагностика устной и
письменной речи.

Упражнение в различении звуков в слогах, словах,
предложениях в устной и письменной речи.

Тренировочные упражнения в выделении предлогов и приставок
их применение на письме.
Упражнение в употреблении образных слов при описании
предмета.
Упражнения в выделении главных слов в предложении и
постановке вопросов к ним.
Упражнение в составлении плана изложения. Упражнение в
самостоятельном составлении плана изложения.
Проверочный диктант

Диагностический этап
Выявление недостатков в формировании
Индивидуальная диагностика
устной и письменной речи.

Тематическое планирование коррекционно – развивающих занятий для учащихся с ОВЗ 2-х классов
№
п/п

Тема занятия

1

Обследование фонематического восприятия и звукопроизношения
Предложение

2
3
4
5

Речь и предложение. Упражнения в составлении предложений.
Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение».
Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении.
Упражнение в выделении предложений из рассказа.
Звуко-буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение.

6
7
8

Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного.
Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов.
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных, трехсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного.
Ударение. Перенос слов.
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез четырехсложных слов, слов различной слоговой структуры. Ударение.
Перенос слов.
Дифференциация твердых и мягких согласных

9

10
11
12
13
14

Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких
согласных.
Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и», «а - я», «о - ё», «у – ю».
Дифференциация гласных «о - у», «ё - ю».
Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов). Второй способ обозначения мягкости.
Разделительный мягкий знак.
Проверка знаний и умений по теме «Дифференциация твердых и мягких согласных». Диктант.
Различение звонких - глухих согласных звуков

15

Звуки [б], [б‫]׳‬, буква «Б». Упражнение в различении [Б] - [П] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной
речи. Звуки [в], [в‫]׳‬, буква «В». Упражнение в различении [В] - [Ф] в слогах, словах, предложениях в устной и
письменной речи.

16

Звуки [г], [г‫]׳‬, буква «Г». Звуки [к], [к‫]׳‬, буква «К». Различение звонких и глухих [Г] - [К] в устной и письменной речи.
Работа с текстом.

Дата

17
18

19
20

Звуки [д], [д‫]׳‬, буква «Д». Звуки [т], [т‫]׳‬, буква «Т». Звук [ж], буква «Ж». Звук [ш], буква «Ш». Различение звонких и
глухих [Ж] - [Ш] в устной и письменной речи.
Звуки [з], [з‫]׳‬, буква «З». Звуки [с], [с‫]׳‬, буква «С». Различение звонких и глухих [З] - [С] в устной и письменной речи.
Работа с текстом.
Различение шипящих – свистящих звуков
Различение [Ж] - [З] в устной и письменной речи. Различение [Ш] - [С] в устной и письменной речи. Звук [щ], буква
«Щ».
Различение [Щ] - [С’] в устной и письменной речи. Звук [ч], буква Ч. Звук [ц], буква Ц. Различение [Ч] - [Ц] в устной и
письменной речи. Работа с текстом.
Различение аффрикат

21

Различение согласных [Ч] - [Т’], [Ч] - [Щ], [Ц] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. Работа
с текстом.
Различение соноров

22

Звуки [р], [р‫]׳‬, буква «Р». Звуки [л], [л‫]׳‬, буква «Л». Различение [Р] - [Л] в устной и письменной речи. Работа с текстом.
Развитие лексико-грамматического строя речи

23

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа

24

Практическое употребление существительных разного рода. Употребление существительных в косвенных падежах

25

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе

26

Согласование глагола с существительным в числе, роде, времени
Работа с текстом

27

Работа над слоговой структурой слова. Составление предложений из слов.

28

Работа с текстом. Техника чтения. Пересказ.

29

Работа с текстом. Техника чтения. Пересказ. Родственные слова.

30

Развитие связной речи: составление рассказа по сюжетной картинке.

31

Развитие связной речи: составление рассказа по сюжетной картинке.
Повторение

32

Слоговой анализ и синтез. Слово. Ударение.

33

Предложение. Текст.
Итоговая проверочная работа

34

Итоговый диктант.

35

Диагностика устной и письменной речи.

Тематическое планирование коррекционно – развивающих занятий для учащихся с ОВЗ 3-х классов
№
п/п

Тема занятия
Уточнение и расширение словарного запаса путем усвоения смыслового значения слов

1
2
3

4

5

6

Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. Предложение и слово. Связь слов в предложении.
Дифференциация понятий «слово» - «предложение».
Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении. Упражнение в
выделении предложений из рассказа.
Слово. Смысловое значение слова. Образные слова и выражения в нашей речи. Упражнение в употреблении
образных слов при описании предмета.
Синонимы.
Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни).
Антонимы.
Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение.
Омонимы.
Слова-близнецы, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл.
Многозначные слова.
Слова, которые имеют прямое и переносное значение. Составление предложений из данных слов. Упражнения в
выделении второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним.
Работа с деформированными предложениями. Составление предложений по опорным словам.

Дата

Состав слова
Словообразование

7

Родственные слова. Корень
Родственные слова. Корень слова. Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня.
Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов.

8

Однокоренные слова. Тренировочные упражнения в подборе однокоренных слов и выделении корня. Упражнение в
формировании навыка в выделении корня слова.

9

Родственные слова и слова с омонимичными корнями. Упражнение на дифференциацию родственных слов и слов с
омонимичными корнями.

10

Упражнение в формировании предпосылок к усвоению темы «Безударные гласные».

11

Сложные слова – слова, имеющие в составе два корня и соединительную гласную "о" или "е" между ними.
Тренировочные упражнения на выделение корней и соединительной гласной в сложных словах.

12

Приставка
Общее понятие о приставках и употреблении их в речи. Тренировочные упражнения в выделении приставок.
Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи.

13

Приставки пространственного значения. Приставки временного значения.

14

Многозначные приставки. Приставки, сходные по буквенному составу.

15

Разделительный твердый знак. Упражнение в написании слов с разделительным твердым знаком. Разделительный
мягкий знак. Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком.

16

Суффикс
Общее понятие о суффиксах и употреблении их в речи. Тренировочные упражнения в выделении суффиксов.
Упражнение в образовании слов с суффиксами и употребление их в речи.

17

Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий.

18

Суффикс прилагательных. Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени.

19

Словоизменение. Согласование слов
Окончание. Общее понятие об окончании и употреблении их в речи. Тренировочные упражнения в выделении
окончаний.
Употребление имен существительных в форме единственного и множественного числа. Употребление имен
существительных разного рода.

20

21

Употребление имен существительных в косвенных падежах.

23

Согласование прилагательных и существительных в роде и числе. Согласование прилагательных и существительных
в падеже.
Согласование глагола и существительного в числе. Согласование глагола и существительного в роде. Согласование
глагола и существительного во времени.

24

Предлоги
Общее понятие о предлогах и употреблении их в речи. Тренировочные упражнения в выделении предлогов.

25

Предлоги у, около, к, от, по, на, над, под, с (со), из-под,. в (во), из, за, из-за, между, возле, перед.

26

Дифференциация предлогов и приставок. Тренировочные упражнения в дифференциации предлогов и приставок.

27

Тренировочные упражнения в соотношении предлогов и глагольных приставок.

22

Работа с текстом

28

Анализ текста с разными типами речи. Выделение из рассказа частей, содержащих повествование, описание и
рассуждение. Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных,
побудительных предложений.

29

Составление предложений из слов. Грамматическое оформление. Объединение их в связный текст. Выделение
признаков связного текста. Существенные признаки текста.

30

Работа с деформированным текстом. Деление текста на отдельные предложения. Пересказ текста с опорой на серию
сюжетных картинок. Пересказ текста по опорным словам. Пересказ текста по опорным вопросам.

31

Самостоятельное составление связного повествовательного текста по проблемной ситуации или личным
наблюдениям, его запись.

32

Составление алгоритма построения описательного рассказа на материале описания фрукта (овоща). Применение
разных средств связи предложений в описательном рассказе.

33

Самостоятельное составление развёрнутых высказываний с элементами по теме: «Поведение людей в различных
ситуациях» Обучение нормам речевого этикета.
Итоговая проверочная работа

34

Итоговый диктант

35

Диагностика устной и письменно речи

Тематическое планирование коррекционно – развивающих занятий для учащихся с ОВЗ 4-х классов.
№ п/п

Тема занятия
Повторение
1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.

11.
12.
13.
14.

15.
16.

Повторение. Текст. Предложение. Слово. Слог. Повторение. Деление слов на слоги.
Правила переноса слов. Ударение. Ударный и безударный слог.
Повторение «Состав слова»
Корень. Родственные слова. Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов.
Приставка. Образование новых слов. Окончание.
Разбор слов по составу. Составление слов из морфем.
Правописание безударных гласных в корне слова. Звонкие и глухие согласные в корне слова и на конце
слов.
Непроизносимые согласные в корне слова. Буквы О, Ё после шипящих в корне слова.
Дифференциация предлогов и приставок. Разделительный Ъ и Ь.
Повторение. Текст. Предложение. Слово. Слог.
Части речи
Имя существительное.
Изменение существительных по числам. Род имени существительного. Изменение существительных по
родам. Дифференциация существительных разного рода.
Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного
числа именительного и винительного падежей.
Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного
числа винительного, родительного, дательного падежей.
Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа творительного, предложного
падежа без предлога.
Имя прилагательное.
Согласование существительных и прилагательных в числе. Словоизменение прилагательных.
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
Глагол.
Согласование существительных и глаголов в числе, роде.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем, прошедшем времени.

Дата

17.
18.

Понятие о неопределенной форме глагола.
Согласование глагола и существительного в роде, числе, времени.
Предложение

19.
20.

Слово. Смысловое значение слова. Речь. Предложение как единица речи.
Образные слова и выражения в нашей речи. Упражнение в употреблении образных слов при описании
предмета.
Связь слов в предложении. Упражнение в установлении связей слов в предложении.
Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении главных слов в предложении и
постановке вопросов к ним. Упражнения в выделении второстепенных членов предложения и постановке
вопросов к ним.
Работа с деформированными предложениями. Составление предложений по опорным словам.
Текст

21.
22.

23.

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

35.
36.

Составление рассказа из предложений, данных в неправильной смысловой последовательности.
Работа с деформированным текстом. Деление текста на отдельные предложения. Упражнение в делении
текста на отдельные предложения.
Составление связного текста из деформированных предложений.
Деление текста на части и озаглавливании их. Упражнение в выделении частей рассказа и озаглавливании
их.
Развитие навыка связного высказывания. Письменные ответы на вопросы. Обучение письменному ответу
на вопросы.
Работа над изложением. Составление плана изложения. Упражнение в составлении плана изложения.
Написание изложения по самостоятельно составленному плану.
Работа над сочинением. Составление плана рассказа. Упражнение в составлении плана рассказа и
написании сочинения по нему.
Составление рассказа по картинке с использованием опорных слов.
Сочинение по данному началу. Сочинение по данному концу.
Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.
Итоговая проверочная работа
Итоговый диктант.
Диагностика устной и письменной речи


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».