Средства обучения и воспитания

Средства обучения и воспитания
в МАОУ «Начальная общеобразовательная школа №13 имени Героя
Советского союза В.В. Комиссарова» п. Бобровский
1.СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых преподаватель
осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся
предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении
педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют
повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений
и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех
этапах обучения.
Главным в средствах обучения является: устное слово, речь учителя. Главный инструмент
общения – передача знаний.
Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, так как
более 80 % информации учащиеся воспринимают зрительно. Мы используем предметы и
объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные
знаки, математические символы, наглядные пособия, видеофильмы, CD/DVD-диски.
В процессе обучения также используются технические средства обучения. В ряде случаев
ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не
следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения).
Рационально сочетается компьютерная техника, ИКТ с другими средствами обучения, не
преувеличивается значимость использования новых информационных технологий. Они,
несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение,
недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности. При использовании
ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед
просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать
задание: что запомнить, что записать. Демонстрацию видео - кинофильмов надо проводить с
соблюдением следующих рекомендаций:
- Перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации
провести собеседование по итогам просмотра.
- Избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются и
их внимание рассеивается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10
минут).
- При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария учителя и
записи учениками информации.
- С помощью Интернета ученики могут получать информацию с любого компьютера и баз
данных – все это значительно расширяет возможности учителя и учащихся на уроке.
В ОУ используются электронные дневники. Электронные дневники дают возможность
контролировать успеваемость и посещаемость детей. Электронный дневник дисциплинирует
учеников и создаёт мотивацию в обучении, что ведёт к повышению качества учёбы.
В школе используется компьютерная и мультимедийная техника.
№

Название техники

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8
9.

Стационарные компьютеры
Мобильные компьютеры (ноутбуки)
Нетбуки
Принтеры
Мультимедийные проекторы
Интерактивные доски
Ксерокс
Выход в интернет обеспечен, скорость 2 мБ/с
Беспроводная сеть для выхода в Интернет (WiFi),
что предоставляет возможность использовать
цифровые образовательные ресурсы в сети Интернет
с помощью ноутбуков в любом помещении школы.

Кол-во
(шт.)
6
11
26
5
12
2
2
есть
есть

Для проведения уроков физкультуры и обеспечения внеурочной занятости в школе имеются
спортивный зал, оснащенный современным оборудованием в соответствии ООП.
Безопасное пребывание в школе обеспечено наличием:
автоматизированной системы пожарной сигнализации; 


вахтенными дежурными, дежурными учителями.
Средства обучения соответствуют возрастным особенностям и уровню подготовки
обучающихся, доступны для обучающихся конкретного возраста и соответствуют
достигнутому уровню знаний, умений и навыков обучающегося.
Средства обучения активизируют внимание обучающихся, вызывают интерес и
сосредоточение на объекте, явлении, результате.
Средства обучения пригодны к применению современных методов и организационных
форм обучения.
Компьютерная техника используется во всех учебных кабинетах, в кабинете директора,
замдиректора, библиотеке.
Использование компьютерной техники:
– подготовка печатных раздаточных материалов к урокам: (контрольные, самостоятельные
работы, дидактические карточки для индивидуальной работы, тесты );
– мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, аудиозаписи
реальных лекций, учебные видеоролики);
– интерактивное обучение в индивидуальном режиме;
– контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий;
– использование интернет-ресурсов;
– участие школьников в Интернет-конкурсах, олимпиадах;
Учителя школы владеют информацией о современных педагогических технологиях,
активизирующих процесс обучения. Используют различные технологии полностью или приёмы
элементов технологий.
Все учителя прошли курсы компьютерной грамотности, владеют умениями работы на
компьютере.
В школе сформирован фонд школьной медиатеки. Компакт–диски хранятся в школьной
библиотеке и выдаются учителям и учащимся для использования как на уроках, так и дома.
Ежегодно проходит школьная научно – практическая конференция. Дети выступают с
исследовательскими работами в виде презентаций по всем предметам с использованием
электронных носителей.

2. Средства воспитания

Деятельность школы, состояние и уровень её работы сегодня определяется тем, что она
является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития, одним из культурных и
духовных центров.
Воспитательная работа в школе ориентирована на совершенствование воспитательного
процесса, направленного на развитие личности ребёнка. Личностно-ориентированное обучение
и воспитание играет важную роль в системе образования. Современное образование должно
быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов,
становление самосознания, самореализации. Развитее ученика как личности (его социализация)
идёт не только путём овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное
обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного
развития.
Использование личностно – ориентированных технологий позволяет поставить в центр
всей школьной воспитательной системы личность ребёнка, обеспечить комфортные,
бесконфликтные и безопасные условия её развития, реализовать её природные потенциалы.
Технологии личностной ориентации позволяют найти методы и средства обучения и
воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка, перестроить
содержание образования, противопоставить авторитарному подходу к детям – атмосферу
любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.
Цель воспитательной работы
Создание условий для развития социально - адаптивной, духовно развитой личности,
обладающей качествами гражданина-патриота, творческой, нравственно и физически здоровой,
способной на самостоятельную выработку идей, умеющей ориентироваться в современных
социокультурных условиях.

Задачи
1. Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для
интеллектуального, спортивно-оздоровительного и культурно-эстетического развития на
основе свободы выбора учащимися траектории своего развития.
2. Поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию
общешкольного коллектива, воспитанию гражданской позиции и патриотических чувств,
развитию толерантных отношений среди коллектива учащихся.
3. Совершенствование методического мастерства классных руководителей, овладение
диагностикой как средством для улучшения учебно-воспитательной работы.
Для выполнения этих задач в школе созданы внутренние и внешние условия
Внутренние
условия:

  система работы классных руководителей; 
  социально-педагогическое сопровождение; 
 построение образовательного пространства на основе интеграции обучения,
развития и воспитания с приоритетом последнего (предметные декады); 

 сохранение системы дополнительного образования (спортивные секции, кружки,
клубы); 

  система традиций школы; 
 налажено тесное взаимодействие с родителями через систему традиционных школьных
мероприятий; 

 создан сайт школы, который регулярно пополняется 
К внешним условиям мы относим сотрудничество с социокультурными, образовательными
и спортивными учреждениями посёлка, района, в рамках которого учащиеся школы
приобретают опыт взаимодействия с другими микросоциумами, обогащая тем самым свой
внутренний мир, приобретая навыки коммуникации, определяя свое место в окружающем мире.
В современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты
образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное
развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо
выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами
социализации: семьёй, общественными организациями, учреждениями дополнительного
образования, культуры и спорта.
Технологии реализации воспитательной системы
Для реализации и выполнения концептуального подхода предполагается использование
следующих видов деятельности:

Традиционные общешкольные мероприятия 

Гражданско-патриотическая деятельность 

Духовно-нравственная деятельность 

Художественно-эстетическая деятельность 


Спортивно-оздоровительная деятельность 

Внеучебная воспитательная деятельность в классных коллективах 

Организация дополнительного образования 


Диагностика и мониторинг 

Организация взаимодействия семьи и школы 

Организация взаимодействия школы со средой 

Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса 
Воспитание понимаем как целенаправленную и педагогически управляемую
деятельность по актуализации и мотивации потребностей ребёнка к саморазвитию.
Администрация в лице директора и заместителя директора по УВР и заместителя
директора по ВР руководит учебно-воспитательным процессом. При этом главная роль
администрации – координация. Именно администрация обеспечивает оптимальность
учебного процесса, организует контроль за деятельностью педагогов. Только при условии,
что все члены коллектива знают свои прав и обязанности, полномочия и грани
ответственности, возможна оптимизация управленческих воздействий.

Основные способы достижения целей воспитательной системы
№

Направления

1

Изучение личности учащихся
Изучение интересов и увлечений учащихся,
взаимоотношений со сверстниками,
родными и взрослыми людьми,
особенностей характера, эмоционального
состояния ребёнка.
Интеллектуально-познавательная
Развитие умственных и творческих
способностей учащихся; реализация
интересов и потребностей детей.

2

3 Духовно-нравственное
Развитие духовно-нравственных ценностей,
формирование культуры поведения

4 Гражданско-патриотическое
Воспитание патриотических чувств,
понимание смысла человеческого
существования, формирование и осознание
исторического прошлого и будущего,
своей непосредственной роли в жизни
страны.

5 Художественно-эстетическое
Развитие творческих способностей и
художественного вкуса, воспитание доброты
и чуткости средствами художественноэстетических видов деятельности.

6 Спортивно-оздоровительная
Показать ребёнку, его семье значимость его
физического состояния для
будущего жизнеутверждения, для развития
его нравственных качеств и душевных сил;

Мероприятие
Диагностика
Анкетирование
Беседа
Наблюдение
Рефлексия
Предметные недели
Олимпиады
Выпуск газет и плакатов
Интеллектуально - познавательные
игры
Посещение библиотечных уроков
День знаний
День учителя
Новогодний маскарад
Масленица
День защитника Отечества
Международный женский день 8
марта
Мероприятия на оздоровительной
площадке
Экскурсии, походы
Фольклорные праздники
Уроки Мужества
Встречи с ветеранами ВОВ и горячих
точек
Помощь пожилым людям
Вахта памяти
День защитника Отечества
День Победы
Акция «Дари добро людям»
Экскурсии учащихся в музеи
Изучение истории своей семьи, села,
школы, государственных символов РФ
Торжественные мероприятия у
обелисков
Трудовые десанты
Выставка предметов быта, русского
наряда, декоративно-прикладного
творчества;
Участие в конкурсах рисунков,
плакатов, публикаций
Выставки поделок
Беседы эстетической направленности
Экспромт – театры
Ролевые игры
День здоровья
Спортивно-оздоровительные
праздники для родителей и детей
Участие в соревнованиях различного
спортивного уровня


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».