Адаптированная программа психологического сопровождения коррекционно-развивающих заняытий с обучающимися ОВЗ

Холуева
Наталья
Владимиро
вна

Подписано
цифровой подписью:
Холуева Наталья
Владимировна
Дата: 2024.04.10
11:53:06 +05'00'

Утверждаю
директор МАОУ НОШ №13
____________ Н. В. Холуев
Приказ №144-ОД от 30.08.2023г

Адаптированная рабочая программа
психологического сопровождения и тематическое планирование
коррекционно – развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ
1-4 классов

Составитель: педагог-психолог Занина Е.В.

п. Бобровский, 2023г.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Развитие социально-экономических отношений и общества в современной России
требует нового качества образования. Необходимо готовить выпускников к успешной
интеграции в общество и развивать способность их дальнейшей реализации в жизни.
Данная проблема особенно остро стоит перед учителями, которые на своих уроках
решают задачу интеграции учебных предметов для учащихся с ограниченными
возможностями здоровья. Известно, что дети с ограниченными возможностями здоровья
испытывают трудности в адаптации к окружающему миру, восприятию пространства и
времени, зрительно-моторной координации, у них нарушены базовые познавательные
функции, отчего страдают: память, внимание и все мыслительные операции.
Коррекционно-развивающая программа ориентирована на оказание помощи и
поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании
познавательной, эмоциональной и личностной сферах. Данная программа является
психолого-педагогической программой образовательного учреждения, разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования. Направлена на формирование социального, личностного
и интеллектуального развития, для самостоятельной реализации учебной деятельности,
обеспечивающей социальную успешность, саморазвитие и самосовершенствование,
сохранение и укрепление психического здоровья учащихся.
1.2. Участники программы
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, обучающихся по
адаптированным общеобразовательным программам начального общего образования,
разработанной на основании специальных адаптированных программ с ОВЗ или детей
имеющих низкий уровень познавательного развития.
1.3. Цель и задачи программы
Цель программы: оказание психолого-педагогической помощи детям с
ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
 развитие высших психических функций: внимания, памяти, логического
мышления, воображения, пространственных представлений. Актуализация и развитие
познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального
развития учащихся;
 развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия;
 развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
 развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение
копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться
словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему
требований);
 формирование положительной мотивации к обучению;
 формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и
своим качествам;
 развитие эмоционального интеллекта. Научить детей распознавать эмоциональные
состояния по мимике, жестам, голосу. Понимать чувства другого человека;
 формирование умения работать в группе (при групповых занятиях);

 мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес
к внутреннему миру другого человека;
 формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей установку преодоления;
 развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления
межличностных отношений друг с другом и учителем;
 повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального
состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника;
 корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения;
 содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых
особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и
воспитания;
 создание условий для эффективной социально-психологической адаптации
школьников к новым условиям жизни;
 психотерапевтическая задача: оказание психологической помощи в осознании себя,
своих возможных успехов и достижений, создание безопасной обстановки группового
взаимодействия.
1.4. Основные принципы программы.
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение
работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в
развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности обеспечивает единство всех элементов коррекционновоспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм,
методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем
протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ
коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных
потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств,
обеспечивающий
взаимодействие
специалистов
психолого-педагогического
и
медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционновоспитательной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного
участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс
развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Структура и содержание программы. Общая характеристика программы.
Данная программа представляет собой систему психолого-педагогических средств,
направленных на исправление и/или ослабление недостатков в психическом развитии
обучающихся. Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения
данной категории школьников являются:
- диагностика и развитие познавательной сферы;
- диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы;
- диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции
(развитие способности к эмпатии, сопереживанию).
Этапы психолого-педагогической диагностики:
1.Изучение документов (заключения ПМПК.)
2.Беседа с родителями, сбор анамнестических данных. Выявление трудностей,
возникающих в процессе обучения и воспитания ребёнка.
3.Беседа с педагогом. Выявление типичных ошибок, трудностей в обучении и
общении в коллективе.
4.Установление контакта с ребёнком (наблюдение, беседа, изучение продуктивной,
игровой деятельности)
5. Диагностика. Исследование уровня сформированности психических процессов:
уровня сенсорного восприятия, внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия,
мышления, мелкой и общей моторики, уровня развития импрессивной и экспрессивной
речи. Также, при определении уровня развития ребенка оценивается качественное
содержание доступных ему действий.
Форма проведения занятий.
Формы проведения занятий– групповая, индивидуальная. Формы работы
определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных
методов и приемов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку,
сказкотерапия, графокоррекция и кинезиологические методики и т.д.). Традиционные
методы, используемые на занятиях, обогащаются игровыми ситуациями. Программа
предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной,
индивидуальной.
Организационные моменты по реализации программы.
Программа рассчитана на детей 1-4 классов (младший школьный возраст)
Курс программы рассчитан:
 1 класс – 66 часов, 33 часа индивидуальных занятий и 33 часа групповых занятий
(группа до 6 человек), с периодичностью 2 раза в неделю, время занятия составляет 40
минут;
 2-4 класс – 68 часов, 34 часа индивидуальных занятий и 34 часа групповых занятий
(группа до 6 человек) с периодичностью 2 раза в неделю, время занятия составляет 40
минут.
Форма работы: индивидуальные и групповые занятия.
Методы работы:
Информирование
Объяснение
Демонстрация
Иллюстрация
Видеометоды
Нейрогимнастика
Кинезиологические упражнения
Дискуссии
Тренинги

Беседы
Игры
Совместная выработка правил и норм в классе
Чтение литературы
Моделирование
Наблюдение
Практикумы
Коллективные творческие дела.
Программа имеет следующую структуру:
Индивидуальные занятия.
1 блок – Диагностический – 1 – 2 занятия. Вначале курса занятий проводиться
диагностика развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.
2 блок - Коррекционно-развивающие занятия – 30 занятий (с учетом возрастных
особенностей обучающегося). Занятия направлены на развитие и коррекцию
познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, развитие мелкой моторики,
формирование и развитие УУД, развитие психических процессов.
3 блок – Диагностический – 2 занятия. По окончанию курса занятий проводиться
диагностика динамики коррекции развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.
Групповые занятия.
1 блок – Знакомство группы. Установление правил группы. Объяснение принципов
и задач группового взаимодействия. 1-2 занятия.
2 блок – Коррекционно-развивающие занятия (31-32 занятия), направленных на
развитие коммуникативных навыков, повышение эмоционального интеллекта, умения
взаимодействовать в команде, снятие эмоционального напряжения, развитие крупной
моторики.
3 блок – Заключительное занятие. Подведение итогов. Рефлексия и обратная связь.
Общая структура занятий (индивидуальных и групповых):
1 часть: «Вводная часть. Организационный момент». Цель: активизация процессов
внимания и включение в деятельность. Наполняемость: приветствие, организация
рабочего пространства. Упражнения активацию психомоторных процессов.
2 часть: «Основная часть». Цель: развитие психических познавательных процессов,
компонентов эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности. Наполняемость:
логические задачи и примеры, копирование, лабиринты, обводки, упражнения на
словообразование, аналогии, исключение, обобщение, классификация, раскрашивание,
рисование, физкультминутки, разминки, упражнения на запоминание, упражнения на
пространственные представления, задания на поиск закономерностей, ребусы,
головоломки, групповые игры, совместные дискуссии.
3 часть: «Заключительная часть». Цель: подведение итогов занятия, получение
обратной связи.
Наполняемость: обсуждение занятия (рефлексия), оценка выполнения заданий
самим учащимся и педагогом-психологом. Уборка рабочего места. Беседа с родителями о
содержании и результатах занятия, рекомендации.

Тематическое планирование по коррекционно-развивающей программы:
1 класс
Индивидуальные
занятия
1 блок
диагностический
2 блок –
коррекционноразвивающие
занятия
3 блок диагностический

Количество часов

Групповые занятия

Количество часов

2

1 блок – знакомство
группы
2 блок –
коррекционноразвивающие
занятия
3 блок –
заключительная
часть

2

Итого

33

30

1

30

1

33

2 класс
Индивидуальные
занятия
1 блок
диагностический
2 блок –
коррекционноразвивающие
занятия
3 блок диагностический

Количество часов

Групповые занятия

Количество часов

2

1 блок – знакомство
группы
2 блок –
коррекционноразвивающие
занятия
3 блок –
заключительная
часть

1

Итого

34

31

1

32

1

34

3 класс
Индивидуальные
занятия
1 блок
диагностический
2 блок –
коррекционноразвивающие
занятия
3 блок диагностический

Количество часов

Групповые занятия

Количество часов

2

1 блок – знакомство
группы
2 блок –
коррекционноразвивающие
занятия
3 блок –
заключительная
часть

1

Итого

34

31

1

32

1

34

4 класс
Индивидуальные
занятия
1 блок
диагностический
2 блок –
коррекционноразвивающие
занятия
3 блок диагностический

Количество часов

Групповые занятия

Количество часов

2

1 блок – знакомство
группы
2 блок –
коррекционноразвивающие
занятия
3 блок –
заключительная
часть

1

Итого

34

31

1

32

1

34

Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование 1 класс (индивидуальные занятия)
№

Тема (раздел,
кол-во часов)

Тема каждого
урока

1

1 блок –
диагностический

Водное занятие.
Диагностика
готовности к
школе.

2

3

4

5

2 блок –
коррекционноразвивающий

Колво
часов
1

Диагностика
эмоциональноволевой сферы

1

Упражнения на
развитие
зрительномоторной
координации
Упражнения на
развитие умения
обобщать,
анализировать,
сопоставлять
понятия
Упражнения на

1

Дата
проведения
урока

Форма текущего
контроля
Начальная
диагностика и
тестирование.
Диагностика
динамики развития
когнитивных и
эмоциональноволевой сфер.
Начальная
диагностика и
тестирование.
Диагностика
динамики развития
когнитивных и
эмоциональноволевой сфер.
Практические
задания, наблюдение

1

Практические
задания, наблюдение

1

Практические

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

развитие умения
владеть
операциями
анализа и синтеза
Упражнения на
развитие
понятийного
мышления (умение
обобщать).
Упражнения на
развитие умения
классифицировать
предметы и слова
Упражнения на
развитие
способности к
классификации,
абстрагированию.
Упражнения на
развитие
зрительномоторной
координации
Упражнения на
развитие
понятийного
мышления.
Упражнения на
развитие
понятийного
мышления (умение
обобщать)
Упражнения на
развитие умения
устанавливать
связи между
понятиями
Упражнения на
развитие
способности к
классификации,
абстрагированию.
Упражнения на
развитие умения
устанавливать
связи между
понятиями
Упражнения на
развитие
способности к
классификации,
абстрагированию.

задания, наблюдение

1

Практические
задания, наблюдение

1

Практические
задания, наблюдение

1

Практические
задания, наблюдение

1

Практические
задания, наблюдение

1

Практические
задания, наблюдение

1

Практические
задания, наблюдение

1

Практические
задания, наблюдение

1

Практические
задания, наблюдение

1

Практические
задания, наблюдение

1

Практические
задания, наблюдение

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Упражнения на
развитие
понятийного
мышления (умение
обобщать).
Упражнения на
развитие
зрительномоторной
координации
Упражнения на
развитие
понятийного
мышления (умение
обобщать)
Упражнения на
развитие умения
обобщать,
анализировать,
сопоставлять
понятия
Упражнения на
развитие
способности к
классификации,
абстрагированию
Упражнения на
развитие
понятийного
мышления (умение
обобщать)
Упражнения на
развитие умения
устанавливать
связи между
понятиями
Упражнения на
развитие умения
классифицировать
предметы и слова
Упражнения на
развитие
внимания,
наблюдательности,
навыков устного
счёта
Упражнения на
развитие внимания

1

Практические
задания, наблюдение

1

Практические
задания, наблюдение

1

Практические
задания, наблюдение

1

Практические
задания, наблюдение

1

Практические
задания, наблюдение

1

Практические
задания, наблюдение

1

Практические
задания, наблюдение

1

Практические
задания, наблюдение

1

Практические
задания, наблюдение

1

Практические
задания, наблюдение

Упражнения на
развитие умения

1

Практические

27

28

29

30

31

32

33

3 блок –
диагностический
(1 час)

устанавливать
связи между
понятиями
Упражнения на
развитие умения
владеть
операциями
анализа и синтеза
Упражнения на
развитие
зрительномоторной
координации
Упражнения на
развитие
внимания,
ассоциативной
памяти
Упражнения на
развитие умения
устанавливать
связи между
понятиями
Упражнения на
развитие умения
устанавливать
связи между
понятиями
Упражнения на
развитие умения
владеть
операциями
анализа и синтеза
Итоговая
диагностика и
тестирование

задания, наблюдение

1

Практические
задания, наблюдение

1

Практические
задания, наблюдение

1

Практические
задания, наблюдение

1

Практические
задания, наблюдение

1

Практические
задания, наблюдение

1

Практические
задания, наблюдение

1

Диагностика
динамики развития
когнитивных и
эмоциональноволевой сфер.

Календарно-тематическое планирование 1 класс (групповые занятия)
№
Дата
Тема занятия,
п/п План Факт мероприятия
1

2

3

4

Мой 1 шаг к
успеху.
Знакомство.
Введение в
мир
психологии
Мой 2 шаг к
успеху. Я
умею
управлять
собой.
Мой 3 шаг к
успеху. Зачем
мне нужно
ходить в
школу?
Мой 4 шаг к
успеху. Как
нам
подружиться?

КолФорма
во
организации
часов
занятия
1 ч. Познавательна
я беседа

1 ч.

1 ч.

1 ч.

5

Мой 5 шаг к
успеху. Какие
ребята меня
окружают?

1 ч.

6

Мой 6 шаг к
успеху. Яхороший, онхороший, онихорошие…

1 ч.

7

Мой 7 шаг к
успеху.Мои
успехи в
школе
Мой 8 шаг к
успеху. Моя
учебная сила

1 ч.

8

1 ч.

Основные виды и задачи
внеурочной деятельности
учащихся.
Познакомиться
со
структурой
занятий,
подчеркнуть
отличие
занятий
психолога
от
уроков;

Мини-тренинг Учиться осознавать свое
имя; учиться обращаться
друг к другу по имени,
учиться запоминать имена
товарищей.
Круглый стол Учиться осознавать свои
права и обязанности в
школе;
Познавательна Учиться
различать
я беседа
индивидуальные
особенности
детей
в
группе (в классе)
учиться работать в парах
учиться осознавать, что
класс – это единый
коллектив
Мини-тренинг Учиться
различать
с элементами индивидуальные
сказкотерапии особенности
детей
в
группе (в классе)
Учиться устанавливать и
поддерживать социальные
контакты в классе
Игровая
учиться ориентироваться
деятельность с на
партнера,
элементами одноклассника, взрослого,
драматизации учиться обращаться к нему
с
высказываниями
и
вопросами.
Учиться
преодолевать трудности в
общении
с
одноклассниками
Познавательна - учиться оценивать и
я беседа
искать и анализировать
ошибки в своей учебной
деятельности
Круглый стол, - учиться преодолевать
минидиспут трудности в общении с
одноклассниками
и

Мой 9 шаг к
успеху. Я
умею
руководить
эмоциями
Мой 10 шаг к
успеху. Я
умею
преодолевать
трудности

1 ч.

11

Мой 11 шаг к
успеху. Я
умею слушать
других

1 ч.

12

Мой 12 шаг к
успеху. Я
умею учиться
у ошибки

1 ч.

13

Мой 13 шаг к
успеху. Я
умею быть
доброжелатель
ным

1 ч.

14

Мой 14 шаг к
успеху. Я
доброжелатель
ный

1 ч.

15

Мой 15 шаг к
успеху. Я
умею быть
ласковым

1 ч.

16

Мой 16 шаг к
успеху. Я
становлюсь
сильным
духом

1 ч.

9

10

1 ч.

учебной деятельности
учиться быть уверенными
в своих силах, в своих
учебных возможностях.
Минитренинг учиться
способам
управления
своими
эмоциями
в
учебной
деятельности и в жизни.
Минитренинг - учиться преодолевать
трудности в общении с
одноклассниками
и
учебной деятельности
учиться работать в парах,
группах на занятиях
Минитренинг учиться
уважительному
отношению
в
своим
одноклассникам, взрослым
учиться
контролировать
свои действия на уровне
высказываний
Минитренинг учиться
находить
с элементами ошибки в деятельности, сказкотерапии учиться
оценивать
и
исправлять
ошибки
в
учебной и внеучебной
деятельности
- учиться
быть уверенным
Минитренинг учиться понимать чувства
других
людей
и
сопереживать им.
учиться оценивать свое
поведение и поведение
других людей
Минитренинг учиться
проявлять
положительные качества в
общении
учиться
формулировать
собственное мнение и
позицию.
Минитренинг учиться
проявлять
положительные качества в
общении
учиться
формулировать
собственное мнение и
позицию.
Минитренинг учиться
способам
с элементами преодоления негативных
сказкотерапии эмоций

Мой 17 шаг к
успеху.
Радость. Что
такое мимика?
Мой 18 шаг к
успеху.
Радость. Что
такое жесты?

1 ч.

Мой 19 шаг к
успеху.
Радость. Как
ее доставить
другому
человеку?
Мой 20 шаг к
успеху.
Радость можно
передать
прикосновение
м

1 ч.

1 ч.

Игровая
деятельность

21

Мой 21 шаг к
успеху. Грусть

1 ч.

Конференция,
проблемноцен
ностное
общение

22

Мой 22 шаг к
успеху. Страх

1 ч.

Конференция,
проблемноцен
ностное
общение

23

Мой 23 шаг к
успеху.
Страх. Как его
преодолеть?

1 ч.

Тренинг

24

Мой 24 шаг к
успеху. Гнев.
С какими
чувствами он
дружит?

1 ч.

Конференция,
проблемноцен
ностное
общение

17

18

19

20

1 ч.

Конференция,
проблемноцен
ностное
общение
Конференция,
проблемноцен
ностное
общение

- учиться распознавать и
описывать свои чувства и
эмоций и эмоции других
людей, качества характера.
- Учиться передавать свое
эмоциональное состояние,
используя
различные
выразительные средства;
-учиться
выражать
положительные
чувства,
эмоции через мимику;
Познавательна - учиться работать в
я беседа
парах¸ в микрогруппах, учиться доставлять радость
в
общении
людям
(комплименты)
- учиться работать в парах¸
в микрогруппах, - учиться
доставлять
радость
в
общении людям (мимика,
жесты, прикосновения) учиться помогать друг
другу в игровой , трудовой
и учебной деятельности.
познакомиться с понятием
«грусть»,
- учиться
работать
со
своим
эмоциональным
состоянием (избавляться
от грусти)
учиться ориентироваться в
нравственном содержании
и смысле
познакомиться с понятием
«страх»,
уметь
определять
эмоциональное состояние
окружающих
учиться осознавать свои
страхи
учиться
способам
преодоления страха,
учиться
способам
повышения уверенности в
себе.
познакомиться
с
понятием «гнев»,
-учиться осознавать право
чувствовать гнев;

25

Мой 25 шаг к
успеху. Гнев
и его польза

1 ч.

26

Мой 26 шаг к
успеху.
Обида

1 ч.

27

Мой 27 шаг к
успеху.
Разные
чувства

28

Мой 28 шаг к
успеху.
Разные
чувства
(продолжение)

1 ч.

Конференция,
проблемноценностное
общение

29

Мой 29 шаг к
успеху. Где
живут мои
эмоции?

1 ч.

Игровая
деятельность,
познавательна
я беседа

30

Мой 30 шаг к
успеху.
Мысли,
чувства и
поведение
людей.
Мой 31 шаг к
успеху. Я –
творец своей
жизни
Мой 32 шаг к
успеху. Каким
я стал: мои
достижения
Мой 33 шаг к
успеху. Каким
я стал: мои
достижения
(продолжение)

1 ч.

Познавательна
я беседа

1 ч.

Тренинг

31

32

33

Познавательна
я беседа с
элементом
тренинга
Конференция,
проблемноцен
ностное
общение

Конференция,
проблемноцен
ностное
общение

1 ч.

1 ч.

учиться
преодолевать
негативные эмоции (гнев).
учиться оценивать свое
настроение
познакомиться с понятием
«обида»,
- уметь
определять эмоциональное
состояние окружающих
- учиться преодолевать
негативные
состояния
(обида).
уметь
определять
эмоциональное состояние
окружающих
научиться
телесному
проявлению
внутренних
переживаний.
уметь
определять
эмоциональное состояние
окружающих
научиться
телесному
проявлению
внутренних
переживаний.уметь
определять
эмоциональное состояние
окружающих
уметь
учитывать
эмоциональное состояние
окружающих в общении
- сопоставлять поведение
и
причины
своего
поведения и окружающих

- Учиться планировать
свое будущее, - учиться
способам
повышения
уверенности в себе
Круглый стол Учиться
оценивать
собственные изменения и
достижения.
Квест

Учиться
оценивать
собственные изменения и
достижения. Закрепление
материала.

Календарно-тематическое планирование 2 класс (индивидуальные занятия)
№

Тема (раздел,
кол-во часов)

Тема каждого
урока

1

1 блок –
диагностический

Знакомство с
программой и
обучением.
Начальная
диагностика и
тестирование.
Диагностика
динамики развития
когнитивных и
эмоциональноволевой сфер.
Начальная
диагностика и
тестирование.
Диагностика
динамики развития
когнитивных и
эмоциональноволевой сфер.
Упражнения на
развитие умения
владеть операциями
анализа и синтеза
Упражнения на
развитие умения
устанавливать связи
между понятиями

2

3

4

2 блок –
коррекционноразвивающий

Колво
часов
1

Дата
проведения
урока

Форма текущего
контроля
Начальная диагностика и
тестирование.
Диагностика динамики
развития когнитивных и
эмоционально-волевой
сфер.

1

Начальная диагностика и
тестирование.
Диагностика динамики
развития когнитивных и
эмоционально-волевой
сфер.

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

5

Упражнения на
развитие умения
классифицировать
предметы и слова

1

Практические задания,
наблюдение

6

Упражнения на
развитие умения
устанавливать
различные виды
отношений между
понятиями

1

Практические задания,
наблюдение

7

Упражнения на
развитие мышления
(процессы синтеза)

1

Практические задания,
наблюдение

8

Упражнения на
развитие вербально
– смыслового
анализа
Упражнения на
развитие умения
устанавливать связи

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

между понятиями
Упражнения на
развитие
логического
мышления
Упражнения на
развитие умения
устанавливать связи
между понятиями
Упражнения на
развитие быстроты
реакции
Упражнения на
развитие умения
устанавливать связи
между понятиями
Упражнения на
развитие вербально
- понятийного
мышления
Упражнения на
развитие умения
классифицировать
предметы и слова
Упражнения на
развитие вербально
- понятийного
мышления
Упражнения на
развитие умения
устанавливать
различные виды
отношений между
понятиями
Упражнения на
развитие мышления
(процессы синтеза)
Упражнения на
развитие умения
устанавливать связи
между понятиями
Упражнения на
развитие вербально
– логического
мышления.
Упражнения на
развитие внимания,
ассоциативной
памяти.
Упражнения на
развитие умения
устанавливать
различные виды
отношений между
понятиями

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

23

Упражнения на
развитие внимания

1

Практические задания,
наблюдение

24

Упражнения на
развитие умения
устанавливать связи
между понятиями
Упражнения на
развитие умения
устанавливать связи
между понятиями
Упражнения на
развитие умения
устанавливать связи
между понятиями
Упражнения на
развитие
мыслительной
операции анализ
через синтез
Упражнения на
развитие внимания,
ассоциативной
памяти
Упражнения на
развитие умения
устанавливать связи
между понятиями
Упражнения на
развитие вербально
– смыслового
анализа
Упражнения на
развитие внимания

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

Упражнения на
развитие умения
устанавливать связи
между понятиями
Упражнения на
развитие памяти

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

Итоговая
диагностика и
тестирование

1

Диагностика динамики
развития когнитивных и
эмоционально-волевой
сфер.

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

3 блок –
диагностический
(1 час)

Календарно-тематическое планирование 2 класс (групповые занятия)
№
Дата
Тема занятия,
п/п План Факт мероприятия

КолФорма
во
организации
часов
занятия
1 ч. Круглый стол,
минитренинг

1

Мой 34 шаг к
успеху. В
новый путь

2

Мой 35 шаг к
успеху. В
новый путь
(продолжение)

1 ч.

3

Мой 36 шаг к
успеху. Мы
рады встрече

1 ч.

4

Мой 37 шаг к
успеху. Мы
рады встрече
(продолжение)

1 ч.

5

Мой 38 шаг к
успеху.
Понимаем
чувства
другого

1 ч.

6

Мой 39 шаг к
успеху.
Понимаем
чувства
другого
(продолжение)

1 ч.

7

Мой 40 шаг к
успеху. Мы
испытываем
разные
чувства

1 ч.

Основные виды и задачи
внеурочной деятельности
учащихся.
учиться работать в парах
уметь
прогнозировать
тематику
занятий
на
учебный год
Круглый стол, учиться
работать
в
минитренинг микрогруппах
уметь
применять
имеющиеся знания на
новый материал
Познавательна уметь
создавать
я беседа
положительную атмосферу
общения
в
паре
и
микрогруппе
отрабатывать
навыки
социального поведения и
совместных действий.
Игровая
уметь
создавать
деятельность положительную атмосферу
общения
в
паре
и
микрогруппе
отрабатывать
навыки
социального поведения и
совместных действий.
анализировать
возникающие трудности
Познавательна актуализировать знания об
я беседа
эмоциональной
сфере
человека;
учиться
определять
эмоциональное состояние
человека
по
внешним
признакам
(мимика
и
жесты)
Игровая
- учиться определять
деятельность эмоциональное состояние
человека
по
внешним
признакам
(мимика
и
жесты
учиться
сопереживанию
и
прочувствованию
эмоционального состояния
другого человека
Диспут
познакомиться
с
разнообразием
эмоциональных
проявлений.

8

Мой 41 шаг к
успеху Мы
испытываем
разные
чувства
(продолжение)

1 ч.

Диспут

9

Мой 42 шаг к
успеху Люди
отличаются
друг от друга
своими
качествами
Мой 43 шаг к
успеху
Хорошие
качества
людей
Мой 44 шаг к
успеху Самое
важное
хорошее
качество

1 ч.

Минитрениг

1 ч.

Социальное
творчество

1 ч.

Круглый стол,
диспут

12

Мой 45 шаг к
успеху Кто
такой
сердечный
человек?

1 ч.

Познавательна
я беседа

13

Мой 46 шаг к
успеху Кого
называют
«доброжелате
льным
человеком»?

1 ч.

Круглый стол

14

Мой 47 шаг к
успеху.
Трудно ли
быть

1 ч.

Круглый стол

10

11

познакомиться
с
разнообразием
эмоциональных
проявлений.
уметь
определять
эмоциональное состояние
человека
по
внешним
признакам (в поведении)
учиться вежливо общаться
друг
другом и с
окружающими взрослыми.
познакомиться
с
понятием
«качества
людей», классификацией
качеств
учиться
видеть
положительные качества
людей;
учиться определять свои
положительные качества
учиться выделять важные
положительные качества
человека
для
разной
деятельности
актуализировать знания о
таких
качествах,
как
щедрость,
честность,
доброта, уступчивость и
умение сопереживать и
сочувствовать
другим
людям.
познакомиться с понятием
«сердечный человек»,
учиться вежливо общаться
друг с другом и с
окружающими взрослыми,
учиться сочувствовать и
сопереживать.
- познакомиться с понятие
«доброжелательный
человек»;
- учиться
уважительно относиться к
окружающим.
- учиться
взаимодействовать
и
сотрудничать
друг
с
другом.
актуализировать понятие
«доброжелательный
человек»;
учиться
уважительно

доброжелатель
ным
человеком?

относиться к окружающим.
учиться
взаимодействовать
и
сотрудничать
друг
с
другом.
учиться
быть
доброжелательным
Тренинг с
учиться
способам
элементами проявления
сказкотерапии доброжелательности

Мой 48 шаг к
успеху. Я
желаю добра
ребятам в
классе
Мой 49 шаг к
успеху. Чистое
сердце

1 ч.

1 ч.

Познавательна - познакомиться с понятие
я беседа
«чистое сердце»; - учиться
анализировать
положительные
и
отрицательные
качества
человека

17

Мой 50 шаг к
успеху. Какие
качества нам
нравятся друг
в друге?

1 ч.

18

Мой 51 шаг к
успеху.
Какими
качествами мы
похожи, а
какими
различаемся?

1 ч.

19

Мой 52 шаг к
успеху. Люди
отличаются
друг от друга
своими
качествами

1 ч.

20

Мой 53 шаг к
успеху. В
каждом
человеке есть
светлые и
темные
качества

1 ч.

Минитренинг уметь
анализировать
положительные
и
отрицательные
качества
человека
учиться видеть в человеке
больше хороших качеств,
чем плохих.
учиться отличать хорошие
и плохие поступки
Минитренинг уметь
анализировать
положительные
и
отрицательные
качества
человека
уметь сравнивать качества
других людей со своими учиться
правильно
оценивать
собственное
поведение и поведение
других.
Минитренинг уметь анализировать и
с элементами различать положительные
психодрамы и отрицательные качества
человека
уметь
сравнивать
и
находить отличия качества
других людей со своими
Круглый стол, уметь анализировать и
диспут
различать положительные
и отрицательные качества
человека
научиться
определять
достоинства и недостатки
себя и других людей,

15

16

21

Мой 54 шаг к
успеху. Какой
Я?

1 ч.

Познавательна
я беседа

22

Мой 55 шаг к
успеху. Какой
Ты?

1 ч.

Игровая
деятельность

23

Мой 56 шаг к
успеху. Какой
ты? Учимся
договариватьс
я

1 ч.

Коммуникатив
ный тренинг

24

Мой 57 шаг к
успеху. Я не
такой как все,
и все мы
разные

1 ч.

Минитренинг,
игровая
деятельность

25

Мой 58 шаг к
успеху. Я в
своих глазах и
глазах других
людей

1 ч.

Познавательна
я беседа с
игровой
деятельностью

26

Мой 59 шаг к
успеху.
Трудности
второклассник
а в школе,
дома на улице

1 ч.

Познавательна
я беседа
с элементами
тренинга

27

Мой 60 шаг к
успеху.
Школьные

1 ч.

Познавательна
я беседа с
элементами

понимать причины их
поступков.
учиться
осознавать
наличие
у
себя
разнообразных качеств.
-учиться осознавать свою
индивидуальность
учиться
осознавать
наличие
разнообразных
качеств у окружающих
-учиться осознавать свою
индивидуальность
и
сравнивать
себя
с
окружающими
учиться
осознавать
наличие
разнообразных
качеств у окружающих
-учиться осознавать свою
индивидуальность
и
сравнивать
себя
с
окружающими
учиться работать в парах и
договариваться
учиться
осознавать
наличие
разнообразных
качеств у окружающих
-учиться осознавать свою
индивидуальность
и
сравнивать
себя
с
окружающими
учиться
адекватно
оценивать свою личность и
окружающих
учиться
адекватно
оценивать свою личность и
окружающих
учиться
формулировать
высказывание, корректно
выражать свое мнение о
другом человеке
уметь
анализировать
трудности в школе, на
улице, дома
- учиться
осознавать, что те или
иные трудные ситуации,
которые
необходимо
преодолевать,
научиться
преодолевать
выявленные трудности
уметь
анализировать
трудности в школе
учиться осознавать, что те

трудности

игротерапии

28

Мой 61 шаг к
успеху
Школьные
трудности
(продолжение)

1 ч.

Познавательна
я беседа

29

Мой 62 шаг к
успеху.
Домашние
трудности

1 ч.

Круглый стол

30

Мой 63 шаг к
успеху
Домашние
трудности
(продолжение)

1 ч.

Круглый стол

31

Мой 64 шаг к
успеху Какие
мы в
общении?

1 ч.

Коммуникатив
ный тренинг

или
иные
трудные
ситуации,
которые
необходимо преодолевать,
научиться
преодолевать
выявленные трудности
осознать,
что
для
изменения
ситуации
необходимо
измениться
самому
уметь
анализировать
трудности в школе
учиться осознавать, что те
или
иные
трудные
ситуации,
которые
необходимо преодолевать,
научиться
преодолевать
выявленные трудности
осознать,
что
для
изменения
ситуации
необходимо
измениться
самому
совершенствовать
коммуникативные навыки
уметь
анализировать
домашние трудности
учиться осознавать, что те
или
иные
трудные
ситуации,
которые
необходимо преодолевать,
научиться
преодолевать
выявленные трудности
совершенствовать
коммуникативные навыки
уметь
анализировать
домашние трудности
учиться осознавать, что те
или
иные
трудные
ситуации,
которые
необходимо преодолевать,
научиться
преодолевать
выявленные трудности
совершенствовать
коммуникативные навыки
познакомиться с приемами
работы в группе
учиться
толерантному
отношение
к
другому
мнению
в
ситуации
совместного
принятия
решения.
совершенствовать
коммуникативные навыки.

32

Мой 65 шаг к
успеху Свои и
чужие

1 ч.

33

Мой 66 шаг к
успеху Мы –
дружная
команда!

1 ч.

34

Мой 67 шаг к
успеху Каким
я стал: мои
достижения.

1 ч.

Коммуникатив учиться
толерантному
ный тренинг отношение
к
другому
мнению
в
ситуации
совместного
принятия
решения.
совершенствовать
коммуникативные навыки.
Коммуникатив совершенствовать приемы
ный тренинг работы в группе
учиться
толерантному
отношение
к
другому
мнению
в
ситуации
совместного
принятия
решения.
совершенствовать
коммуникативные навыки.
Квест
Учиться
оценивать
собственные изменения и
достижения. Закрепление
материала.

Календарно-тематическое планирование 3 класс (индивидуальные занятия)
№

Тема (раздел,
кол-во часов)

Тема каждого урока

Колво
часов

1

1 блок –
диагностическ
ий

Знакомство с
программой и
обучением.
Начальная
диагностика и
тестирование.
Диагностика
динамики развития
когнитивных и
эмоциональноволевой сфер.
Начальная
диагностика и
тестирование.
Диагностика
динамики развития
когнитивных и
эмоциональноволевой сфер.
Упражнения на
развитие
логического
мышления

1

Начальная диагностика
и тестирование.
Диагностика динамики
развития когнитивных
и эмоциональноволевой сфер.

1

Начальная диагностика
и тестирование.
Диагностика динамики
развития когнитивных
и эмоциональноволевой сфер.

1

Практические задания,
наблюдение

2

3

2 блок –
коррекционно
-развивающий

Дата
проведения
урока

Форма текущего
контроля

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Упражнения на
развитие памяти,
внимания,
мышления
Упражнения на
развитие памяти,
внимания,
мышления
Упражнения на
развитие
логического
мышления.
Упражнения на
развитие памяти,
внимания,
мышления
Упражнения на
развитие памяти,
внимания,
мышления
Упражнения на
развитие
зрительной памяти
Упражнения на
развитие
зрительной памяти
Упражнения на
развитие
логического
мышления
Упражнения на
развитие умения
устанавливать
различные виды
отношений между
понятиями
Упражнения на
развитие вербально
- логического
мышления
Упражнения на
развитие вербально
- логического
мышления
Упражнения на
развитие
способности к
классификации и
абстрагированию
Упражнения на
развитие вербально
- логического

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

мышления
Упражнения на
развитие внимания
и ассоциативной
памяти
Упражнения на
развитие
концентрации и
избирательности
внимания
Упражнения на
развитие
способности к
классификации и
абстрагированию
Упражнения на
установление связи
между понятиями
Упражнения на
развитие
способности к
классификации и
абстрагированию
Упражнения на
развитие вербально
- логического
мышления
Упражнения на
развитие
способности к
классификации и
абстрагированию
Упражнения на
развитие
способности к
классификации и
абстрагированию
Упражнения на
развитие
способности к
классификации и
абстрагированию
Упражнения на
развитие
способности к
классификации и
абстрагированию
Упражнения на
развитие вербально
- логического
мышления
Упражнения на

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,

29

30

31

32

33

34

3 блок –
диагностическ
ий

развитие внимания
Упражнения на
развитие
мышления
(вербальное,
мыслительные
операции анализа и
синтеза). Развитие
пространственных
представлений
Упражнения на
развитие
зрительной памяти
Упражнения на
развитие внимания,
ассоциативной
памяти
Упражнения на
развитие
зрительной памяти
Упражнения на
развитие
мышления
(вербальное,
мыслительные
операции анализа и
синтеза). Развитие
пространственных
представлений
Итоговая
диагностика и
тестирование

1

наблюдение
Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Диагностика динамики
развития когнитивных
и эмоциональноволевой сфер.

(1 час)

Календарно-тематическое планирование 3 класс (групповые занятия)
№
Дата
Тема занятия,
п/п План Факт мероприятия
1

Мой 68 шаг к
успеху. Я –
третьеклассни
к

2

Мой 69 шаг к
успеху. Я
умею

КолФорма
во
организации
часов
занятия
1 ч. Познавательна
я беседа

1 ч.

Игровая
деятельность

Основные виды и задачи
внеурочной деятельности
учащихся.
уметь
прогнозировать тематику
занятий на учебный год
уметь создать
положительный
эмоциональный климат в
группе
познакомиться
с
понятием
«фантазия»,
«фантазирование»,

фантазировать

3

Мой 70 шаг к
успеху. Я
стремлюсь все
делать
отлично!

1 ч.

Круглый стол,
минидиспут

4

Мой 71 шаг к
успеху. Мои
сны

1 ч.

Круглый стол

5

Мой 72 шаг к
успеху. Мои
мечты

1 ч.

Познавательна
я беседа,
игровая
деятельность

6

Мой 73 шаг к
успеху. Каким
меня видят
окружающие?

1 ч.

Игровая
деятельность с
элементами
драматизации

7

Мой 74 шаг к
успеху. Мой
характер

1 ч.

Познавательна
я беседа

8

Мой 75 шаг к
успеху.
Фантазия и
ложь

1 ч.

Мини-тренинг
с элементами
драматизации

9

Мой 76 шаг к
успеху. Я и
моя школа

1 ч.

Круглый стол

«прогнозирование».
научиться
пользоваться
приемами фантазирования
учиться
адекватно
оценивать
свою
деятельность
и
деятельность
другого
человека
- учиться
планировать
свою
деятельность
в
соответствии
с
собственными ожиданиями
научиться
пользоваться
приемами
фантазирования
уметь анализировать
собственные переживания
уметь пользоваться
приемами фантазирования
учиться
прогнозировать
свою
деятельность
использовать
процессы
творческого мышления
учиться принимать
мнение других о себе учиться
прогнозировать
мнение других людей и
себе
использовать
процессы
творческого
мышления
учиться
выделять
качества своего характера
учиться
адекватно
оценивать стороны своей
личности
актуализировать
знания
о
понятиях
«воображение»
и
«фантазия».
уметь
разграничивать
понятия
«фантазия» и
«ложь»
использовать
процессы
творческого
мышления
- уметь анализировать
опыт
общения
в
коллективе за первые два
года обучения
- уметь

10

Мой 77 шаг к
успеху. Что
такое лень?

1 ч.

Познавательна
я беседа

11

Мой 78 шаг к
успеху. Я и
мой учитель

1 ч.

Круглый стол

12

Мой 79 шаг к
успеху. Я и
мой учитель
(продолжение)

1 ч.

Мини-тренинг
с элементами
драматизации

13

Мой 80 шаг к
успеху. Как
справляться с
«Немогучками
»?

1 ч.

Познавательна
я
беседа с
элементами
игровой
деятельности

14

Мой 81 шаг к
успеху. Я
умею
справляться с
конфликтами

1 ч.

Познавательна
я беседа

15

Мой 82 шаг к
успеху Мы –
дружная
команда

1 ч.

Коммуникатив
ный тренинг

16

Мой 83 шаг к
успеху Я и
мои родители

1 ч.

Круглый стол

выделять
трудности
в
общении
с
одноклассниками
познакомиться
с
понятием «лень» - уметь
анализировать
свое
поведение в соответствии
с целями деятельности. научиться
использовать
методы борьбы с ленью и
методы постановки целей
актуализировать
знания о понятии обучения
и его необходимости
уметь
разграничивать роль и
позицию
учащегося,
родителя и учителя в
процессе обучение
актуализировать
знания о понятии обучения
и его необходимости
уметь
разграничивать роль и
позицию
учащегося,
родителя и учителя в
процессе обучение
- научиться осознавать
необходимость стараться,
чтобы
добиться
результатов - научиться
использовать
методы
борьбы с ленью и методы
постановки целей
научиться использовать
методы
разрешения
конфликтных ситуаций в
процессе
общения
с
учителем
и
одноклассниками
совершенствовать
приемы работы в группе учиться
толерантному
отношение
к
другому
мнению
в
ситуации
совместного
принятия
решения.
совершенствовать
коммуникативные навыки.
-научиться анализировать
и
интерпретировать
внутрисемейные

17

Мой 84 шаг к
успеху Я умею
просить
прощения

1 ч.

18

Мой 85 шаг к
успеху Я
взрослею

1 ч.

19

Мой 86 шаг к
успеху
Почему
родители
наказывают
детей?

1 ч.

20

Мой 87 шаг к
успеху
Домашние
обязанности

1 ч.

21

Мой 88 шаг к
успеху Мой
дом – моя
крепость

1 ч.

22

Мой 89 шаг к
успеху
Дружба – это..

1 ч.

отношения
- научиться способам
разрешения
внутрисемейных
конфликтов («как просить
прощения?»,
«почему
необходимо
идти
на
уступки?»)
Мини-тренинг научиться
способам
с элементами разрешения
психодрамы внутрисемейных
конфликтов («как просить
прощения?»,
«почему
необходимо
идти
на
уступки?»)
Познавательна учиться адекватно
я
оценивать свое поведение
беседа с
уметь
оценивать
элементами изменения в своей жизни
игровой
деятельности
Познавательна учиться
я беседа.
анализировать и оценивать
собственное поведение в
семье
учиться
находить
причины наказаний
учиться
доброму
отношению к родным,
близким людям,
учиться осознавать
чувство гордости за свой
род.
Круглый стол уметь
выделять
проблемы распределения
обязанностей в семье,
учиться определять
свое
отношение
к
домашним обязанностям и
степени участия в них
Мини-тренинг учиться
осознавать
с элементами важность
семейных
сказкотерапии ценностей, отношений в
семье и гордость за свою
семью
Познавательна познакомиться
с
я беседа
понятиями «дружба»,
«друг»,
учиться
выделять
качества человека,
необходимые для дружбы
- осознавать ценность

дружбы
23

Мой 90 шаг к
успеху
Настоящий
друг

1 ч.

24

Мой 91 шаг к
успеху Умею
ли я дружить?

1 ч.

25

Мой 92 шаг к
успеху
Трудности в
отношениях с
друзьями

1 ч.

26

Мой 93 шаг к
успеху Ссора
и драка

1 ч.

27

Мой 94 шаг к
успеху Скажи
мне, кто твой
друг…

1 ч.

Круглый стол, продолжать
минидиспут знакомиться с понятием
«друг»,
«настоящий друг»
уметь
выделять
качества, присущие
«настоящему другу»
уметь
соотносить
выделяемые качества с
собой
Познавательна учиться адекватно
я беседа с
оценивать
свои
элементом
взаимоотношения
с
тренинга
друзьями
учиться
выделять
качества
человека,
необходимые для дружбы
осознавать ценность
дружбы
и
своих
обязанностей
перед
друзьями
Познавательна учиться
выделять
я
трудности в общении с
беседа с
друзьями
элементами учиться
тренинга
использовать
методы
преодоления трудностей в
общении с друзьями,
учиться
находить
выход из конфликтных
ситуаций и сглаживанию
конфликтов.
Познавательна познакомиться
с
я
понятием
«ссора»
и
беседа с
«драка»
учиться
элементами выделять
причины
тренинга
возникновения
конфликтных ситуаций учиться находить выход из
конфликтных ситуаций и
сглаживанию конфликтов
в дружеских отношениях.
Круглый стол учиться
выделять
качества человека,
необходимые для дружбы
- осознавать ценность
дружбы;
учиться
выделять
различия дружбе разных
людей

28

Мой 95 шаг к
успеху Что
такое
сотрудничеств
о?

1 ч.

29

Мой 96 шаг к
успеху Я умею
понимать
другого

1 ч.

30

Мой 97 шаг к
успеху Я умею
договариватьс
я с людьми

1 ч.

31

Мой 98 шаг к
успеху Мы
умеем
действовать
сообща

1 ч.

32

Мой 99 шаг к
успеху Что
такое
коллективная
работа?

1 ч.

Познавательна познакомиться
с
я беседа
понятием
«сотрудничество»,
составляющими данного
понятия
- научиться
способам
эффективного
сотрудничества
Тренинг
учиться слышать и
слушать другого человека
учиться признавать
и
принимать
мнение
другого человека
учиться
толерантному отношение к
другому
мнению
в
ситуации
совместного
принятия решения.
Игровая
научиться способам
деятельность с эффективного
элементами сотрудничества
и
сказкотерапии взаимодействия в парах и
группах
учиться
толерантному отношение к
другому
мнению
в
ситуации
совместного
принятия решения
Тренинг
научиться способам
эффективного
сотрудничества
и
взаимодействия в парах и
группах
учиться
толерантному отношение к
другому
мнению
в
ситуации
совместного
принятия решения
Познавательна актуализировать
я беседа
понятие
«коллективная
работа»
научиться способам
эффективного
сотрудничества
и
взаимодействия в парах и
группах
учиться
толерантному
отношение
к
другому
мнению
в
ситуации
совместного
принятия
решения
учиться
испытывать чувство «Мы»

в коллективе
33

Мой 100 шаг к
успеху Что
такое
коллективная
работа?
(продолжение)

1 ч.

Тренинг

34

Мой 101 шаг к
успеху Каким
я стал: мои
достижения?
(итоговое
занятие)

1 ч.

Квест

актуализировать
понятие
«коллективная
работа»
научиться способам
эффективного
сотрудничества
и
взаимодействия в парах и
группах
учиться
толерантному отношение к
другому
мнению
в
ситуации
совместного
принятия решения
учиться испытывать
чувство
«Мы»
в
коллективе
Учиться
оценивать
собственные изменения и
достижения.
-

Календарно-тематическое планирование 4 класс (индивидуальные занятия)
№

Тема (раздел,
кол-во часов)

Тема каждого урока

Колво
часов

1

1 блок –
диагностичес
кий

Знакомство с
программой и
обучением.
Начальная
диагностика и
тестирование.
Диагностика
динамики развития
когнитивных и
эмоционально-

1

Дата
проведения
урока

Форма текущего
контроля

Начальная диагностика
и тестирование.
Диагностика динамики
развития когнитивных
и эмоциональноволевой сфер.

волевой сфер.

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Начальная
диагностика и
тестирование.
Диагностика
динамики развития
когнитивных и
эмоциональноволевой сфер.
2 блок –
Упражнения на
коррекционно
развитие
-развивающий
логического
мышления
Упражнения на
развитие вербально
– логического
мышления
Упражнения на
развитие памяти,
внимания,
мышления
Упражнения на
развитие
аналитических
познавательных
способностей
Упражнения на
развитие памяти,
внимания,
мышления
Упражнения на
классификацию
различным
способом
Упражнения на
развитие
способности к
объединению
частей в систему
Упражнения на
развитие
способности к
классификации и
абстрагированию
Упражнения на
развитие
способности к
объединению
частей в систему
Упражнения на

1

Начальная диагностика
и тестирование.
Диагностика динамики
развития когнитивных
и эмоциональноволевой сфер.

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

развитие умения
устанавливать
различные виды
отношений между
понятиями
Упражнения на
развитие
аналитических
познавательных
способностей
Упражнения на
развитие вербально
- логического
мышления
Упражнения на
развитие
способности к
классификации и
абстрагированию
Упражнения на
развитие внимания
и ассоциативной
памяти
Упражнения на
развитие внимания
и ассоциативной
памяти
Упражнения на
развитие
концентрации и
избирательности
внимания
Упражнения на
развитие
мыслительных
операций анализа и
синтеза,
установление
закономерностей,
пространственных
представлений
Упражнения на
установление связи
между понятиями
Упражнения на
развитие
способности к
классификации и
абстрагированию
Упражнения на
развитие

наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,

23

24

25

26

27

28

29

30

31

аналитических
познавательных
способностей
Упражнения на
развитие
способности к
классификации и
абстрагированию
Упражнения на
развитие
способности к
классификации и
абстрагированию
Упражнения на
развитие
способности к
классификации и
абстрагированию
Упражнения на
развитие
способности к
классификации и
абстрагированию
Упражнения на
развитие вербально
- логического
мышления
Упражнения на
развитие
мыслительных
операций анализа и
синтеза,
установление
закономерностей,
пространственных
представлений
Упражнения на
развитие
мышления
(вербальное,
мыслительные
операции анализа и
синтеза). Развитие
пространственных
представлений
Упражнения на
развитие
межпонятийных
связей
Упражнения на
развитие
произвольного

наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

внимания,
установление
закономерностей
Упражнения на
развитие
зрительной памяти

32

33

34

3 блок –
диагностичес
кий

Упражнения на
развитие
мышления
(вербальное,
мыслительные
операции анализа и
синтеза). Развитие
пространственных
представлений
Итоговая
диагностика и
тестирование

1

Практические задания,
наблюдение

1

Практические задания,
наблюдение

1

Диагностика динамики
развития когнитивных
и эмоциональноволевой сфер.

(1 час)

Календарно-тематическое планирование 4 класс (групповые занятия)
№
Дата
Тема занятия,
п/п План Факт мероприятия
1

Колво
часов
Мой 102 шаг к 1 ч.
успеху. Как я
изменился
летом?

2

Мой 103 шаг
к успеху. Кто
я?

1 ч.

3

Мой 104 шаг к
успеху. Расту
= взрослею

1 ч.

Форма
Основные виды и задачи
организации внеурочной деятельности
занятия
учащихся.
Круглый стол учиться
создавать
положительный
эмоциональный фон в
классе
уметь анализировать
свои
изменения
и
достижения за лето
актуализировать
опыт,
полученный
в
каникулярный период
Игровая
научиться осознать и
деятельность с раскрывать в общении
элементами достоинства, способности,
сказкотерапии достижения
научиться адекватно
оценивать вою личность и
свое поведение
Мини-тренинг - научиться осознать и
раскрывать в общении
достоинства, способности,
достижения - научиться
анализировать свой опыт

4

Мой 105 шаг к
успеху. Мои
способности

1 ч.

5

Мой 106 шаг к
успеху. Мои
интересы

1 ч.

6

Мой 107 шаг к
успеху. Мой
путь к успеху

1 ч.

7

Мой 108 шаг к
успеху Мой
внутренний
мир

1 ч.

8

Мой 109 шаг к
успеху
Уникальность
внутреннего
мира

1 ч.

9

Мой 110 шаг к
успеху Мой
внутренний
мир и мои
друзья

1 ч.

10

Мой 111 шаг к
успеху Мои
положительны

1 ч.

Познавательна познакомиться
с
я беседа
понятием «способности» научиться
выявлять
и
оценивать
свои
способности
Круглый стол, актуализировать
минидиспут чувства самоценности и
самоуважения
научиться
выявлять
и
оценивать свои интересы и
соотносить
их
с
интересами
своих
одноклассников
научиться
исследовать
свои
способности
и
возможности
Познавательна научиться
я беседа
осознавать
свою
уникальность
и
неповторимость
научиться выделять
успешные
способы
действия
научиться
планировать
свою
деятельность
на
пути
самосовершенствования.
Мини-тренинг научиться адекватно
оценивать и анализировать
свой внутренний мир
научиться
осознавать происходящие
в них изменения
Игровая
научиться
деятельность с осознавать
свою
элементами уникальность
и
сказкотерапии неповторимость
научиться адекватно
оценивать и анализировать
свой внутренний мир Круглый стол, научиться адекватно
минидиспут оценивать и анализировать
свой внутренний мир научиться
соотносить свои качества с
собственным поведением и
отношением
к
окружающим
Познавательна - научиться анализировать
я беседа
свой внутренний мир, свои
положительные
и

11

12

еи
отрицательные
качества
Мой 112 шаг к
успеху Что
другие ценят
во мне? Что я
ценю в себе?
Мой 113 шаг к
успеху Мои
друзья –
мальчики и
девочки

отрицательные качества
1 ч.

1 ч.

Познавательна
я беседа с
элементами
игровой
деятельности
Круглый стол,
минидиспут

13

Мой 114 шаг к
успеху Мой
класс

1 ч.

Познавательна
я беседа с
элементами
игровой
деятельности
Мини-тренинг

14

Мой 115 шаг к
успеху Мои
одноклассники

1 ч.

15

Мой 116 шаг к
успеху Мои
одноклассники
– кто они?

1 ч.

Игровая
деятельность с
элементами
драматизации

16

Мой 117 шаг к
успеху Какие
ученики – мои
одноклассники
?

1 ч.

Мини-тренинг

17

Мой 118 шаг к
успеху Я и

1 ч.

Круглый стол

- научиться анализировать
свой внутренний мир, свои
положительные
и
отрицательные качества
познакомиться
с
понятием
«симпатия»,
соотношением
понятий
«дружба» и «симпатия». научиться
осознавать
особенности
своего
отношения
к
представителям
противоположного пола
научиться
анализировать отношения
внутри коллектива,
научиться
характеризовать свой класс
научиться
характеризовать свой класс
- - учиться положительно
относится к мальчикам и
девочкам своего класса в
ходе совместного
принятия
группового
решения
научиться
характеризовать
свой
класс,
своих
одноклассников.
учиться
положительно относится к
мальчикам и девочкам
своего класса в ходе
совместного
принятия
группового решения
научиться
характеризовать
свой
класс,
своих
одноклассников.
учиться
положительно относится к
мальчикам и девочкам
своего класса в ходе
совместного
принятия
группового решения
научиться
характеризовать
свой

мой класс

18

Мой 119 шаг к
успеху Друзья
и недруги

1 ч.

Игровая
деятельность с
элементами
сказкотерапии

19

Мой 120 шаг к
успеху Мы –
дружная
команда

1 ч.

Мини-тренинг

20

Мой 121 шаг к
успеху
Лидерство в
классе

1 ч.

Мини-диспут,
познавательна
я беседа с
элементами
игровой
деятельности

21

Мой 122 шаг к
успеху
Конфликты в
классе
Мой 123 шаг к
успеху
Взаимопомощ
ь в классе

1 ч.

Познавательна
я беседа с
элементами
драматизации
Игровая
деятельность с
элементами
сказкотерапии

Мой 124 шаг к
успеху Мое
детство

1 ч.

22

23

1 ч.

Познавательна
я беседа с
элементами
сказкотерапии

класс,
своих
одноклассников.
учиться
систематизировать
опыт
общения
в
классном
коллективе.
учиться
толерантному отношение к
другому
мнению
в
ситуации
совместного
принятия решения.
совершенствовать
коммуникативные навыки.
- осознавать ценностнодружеские
отношения
между людьми
учиться
дифференцировать
свое
поведение в соответствии с
ситуациями
осознать,
как
воспринимают друзей и
недругов
мальчики
и
девочки,
развивать
толерантное отношение к
другому
мнению
в
ситуации
совместного
принятия
группового
решения
учиться
развивать
экспрессивные
способности и навыки
взаимодействия
и
сотрудничества
- уметь
выделять
лидерские
качества
- учиться находить выход
из конфликтных ситуаций
и
сглаживанию
конфликтов.
- актуализировать знания о
понятиях
«взаимопомощь»,
взаимодействие»,
«взаимопонимание»
систематизировать
понятие «детство»
учиться
актуализировать
опыт,
накопленный в течение
предыдущих лет жизни.

24

Мой 125 шаг к
успеху Мое
настоящее

1 ч.

Познавательна
я беседа с
элементами
тренинга

25

Мой 126 шаг к
успеху Мое
будущее

1 ч.

Мини-тренинг

26

Мой 127 шаг к
успеху Моя
жизненная
цель
Мой 128 шаг к
успеху Как
добиваться
цели?
Мой 129 шаг к
успеху Мой
будущий дом

1 ч.

Познавательна
я беседа с
элементами
сказотерапии
Игровая
деятельность с
элементами
драматизации
Круглый стол,
минидиспут

29

Мой 130 шаг к
успеху Моя
будущая
профессия

1 ч.

Познавательна
я беседа

30

Мой 131 шаг к
успеху Мое
близкое
будущее – 5
класс

1 ч.

Проблемноцен
ностное
общение

31

Мой 132 шаг к
успеху Что
нового меня
ждет в 5
классе?

1 ч.

Мини-диспут
с элементами
игровой
деятельности

27

28

1 ч.

1 ч.

систематизировать
понятие «настоящее»
учиться адекватно
оценивать
свое
«настоящее»
- учиться
выявлять трудности и
искать пути их решения
систематизировать
понятие «будущее »
прогнозировать свое
будущее,
попытаться
сконструировать будущее,
обсудить возможные
варианты будущего
учиться осознавать, что
будущее начинается в
настоящем
- учиться ставить цель,
осознавать его
-учиться планировать свою
деятельность
- учиться ставить цель,
осознавать его
-учиться планировать свою
деятельность систематизировать
понятие «мой будущий
дом
»
прогнозировать свое
будущее,
попытаться
сконструировать
образ
«мой будущий дом»
систематизировать
понятие «моя будущая
профессия »
прогнозировать
свою будущую профессию
актуализировать
знания о переходе в
среднее звено
научиться задавать
вопросы о переходе в
старшее звено
актуализировать
знания о переходе в
среднее звено
научиться задавать
вопросы о переходе в
старшее звено
-

научиться
прогнозировать будущее
Круглый стол учиться
и
уметь
размышлять
об
общечеловеческих
ценностях
Мини-тренинг Учиться
оценивать
собственные изменения и
достижения.
-

Мой 133 шаг к
успеху Как
сделать мир
лучше?
Мой 134 шаг к
успеху Каким
я стал: мои
достижения
Мой 135 шаг к
успеху Каким
я стал: мои
достижения
(продолжения)

32

33

34

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Квест

Учиться
оценивать
собственные изменения и
достижения.

2.2. Оценочные материалы и методы контроля.
Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся
необходимо проводить диагностику этих процессов в начале учебного года и в конце.
Диагностику можно проводить, используя, разные методики. В таблице приводятся
«примерные» известные методики.
Сроки

Вид
диагностики
Сентябрь
Входящая

Задачи
Определить
уровень
сформированности
мыслительных
процессов.

Содержание

Формы

Диагностика внимания: Тестирование
методика
ТулузПьерона или методика
Пьерона-Рузера
(исследование
устойчивости внимания,
возможности
его
переключения).
Зрительно-моторная
координация
–тест
Бендера
Таблицы Шульте

Диагностика памяти:
Методика
«Запоминание 10 слов»
Диагностика мышления:
Тест
Равена
(невербальный
интеллект).
Вербально-логическое
мышление:
«Простые аналогии»,
«Простые невербальные
аналогии», «Сравнение
понятий»
«Исключение понятий»
(изучение
процессов
анализа и синтеза)
Кубики Кооса
Май

Итоговая

Оценить динамику Тот
же
набор Тестирование
развития ВПФ.
диагностик,
для
проведения
сравнительного анализа
уровня
развития
познавательных
процессов в течение
года.
Методы контроля

Оценка результативности программы и динамики развития учащихся
производится по следующим критериям:
1. Оценка поведения ребенка родителями.
2. Оценка учебной деятельности педагогом.
3. Оценка психологом уровня развития когнитивного развития сравнительным
анализ входящей (в начале года) и итоговой диагностики. Также показателем
эффективности занятий по данной программе являются данные, которые учитель
(школьный психолог) на протяжении 4 лет занятий заносил в таблицы в начале и конце
года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
4. Изменение уровня психического развития, согласно данным индивидуальнодиагностической карте, заполняемой психологом и/или специалистами ПМПк.
2.3. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
1 класс
 Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине,
направленной на поддержание норм поведения в школе.

 В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на
общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в
практике совместной деятельности.
 Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или
«плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».
 Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.
2 класс
 Оценивать простые ситуации и однозначные поступки свои и окружающих людей с
точки зрения общечеловеческих и российских гражданских ценностей.
 Подчинять свое поведение заданному образцу под влиянием оценки взрослого.
 Давать оценку собственной учебной деятельности, ориентируясь на образец
«хорошего ученика».
 Объяснять самому себе: что мне нравится в себе, а что – нет (личностные качества);
что я делаю с удовольствием, а что – нет (мотивы); что получается хорошо, а что – нет
(результаты);
 Определять чувства окружающих людей.
3 класс
 Понимать важность учёбы и познания нового.
 Выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков в
соответствии с моральными нормами, выделяя нравственный аспект поведения.
 Оценивать свои потенциальные возможности в учении на основе сравнения «Я» и
«хороший ученик».
 Объяснять самому себе: что во мне хорошо, а что плохо (личностные качества и
черты характера); что я хочу(цели, мотивы); что я могу (результаты).
 Распознавать чувства других людей и сопереживать им.
4 класс
 Соотносить свои поступки и события с принятыми этическими принципами.
 Анализировать причины своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с
усилием, трудолюбием, старанием.
 Фиксировать свои изменения, сравнивая прежние достижения с сегодняшними
результатами, адекватно выражать их в речи.
Метапредметными результатами
универсальных учебных действий:

изучения

курса

является

формирование

Обучающийся научится:
 навыкам самоконтроля, самооценки, умению искать и исправлять свои ошибки;
 навыкам определения и формулирования цели деятельности;
 умениям учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
 умениям строить речевое высказывание в устной форме;
 умениям концентрировать, переключать своё внимание;
 умениям учиться и работать в паре и в группе;
 умениям слушать и понимать речь других ребят;

Обучающийся получит возможность научиться:
 логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,
классификации, систематизации;
 умениям выделять существенные признаки и закономерности предметов;
 умениям учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью
учителя;
 умениям осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в
соответствии с этой позицией.
Ожидаемые результаты
При условии реализации программы ожидаются следующие результаты:
 положительная динамика в развитии у детей общеинтеллектуальных умений
(процессов анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков,
лабильность когнитивных процессов);
 положительная динамика в развитии внимания (устойчивость, концентрация,
повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
 положительная динамика в развитии памяти (слухоречевое и опосредованное
запоминание, формирование приемов запоминания);
 положительная динамика в развитии восприятия (пространственного, слухового) и
сенсомоторной координации;
 сформированная учебная мотивация;
 положительная динамика в развитии личностной сферы, в том числе снятие
характерных для адаптационного периода тревожности, робости;
 положительная динамика в формировании адекватного уровня самооценки и
развитии коммуникативных способностей.
 приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах,
устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в
обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
 получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),
ценностного отношения к социальным реальностям в целом.
 получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия в
открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно
положительный настрой.
2.4. Ресурсы, необходимые для реализации программы
Для эффективной реализации психолого-педагогической
коррекционноразвивающей программы необходимо соблюдение следующих условий: кадровые,
материально-технические, информационные, управленческие, финансово-экономические,
организационные, методические и педагогические.
Материально-техническое оснащение:
кабинет с библиотекой методических пособий и книг для занятий с детьми,
дидактическим материалом, современными пособиями;
дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях предъявляются в
соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития
детей;

учебная зона кабинетов укомплектована необходимым количеством мебели,
соответствующим числу детей, посещающих занятия, доской.
Материал и оборудование, используемое на занятиях:
Материально-техническое обеспечение
№
Наименование объектов и средств материальнотехнического
п/п
обеспечения
1.

2.

3.

4.

5.

Технические средства обучения: компьютер или ноутбук;
мультимедиапроектор;
экран; сканер;
принтер;

Экранно-звуковые пособия:
Видеофрагменты и другие информационные объекты
(изображения и видеозаписи), отражающие основные темы курса;
CD – диски.
Оборудование класса:
Столы, стулья
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Магнитная доска
Интерактивная доска (по возможности)
Другие средства обучения: Бланки для тестирования
Листы бумаги формата А4
Цветные карандаши, фломастеры, ножницы
Альбомы
Тетради в клеточку
Краски, клей, пластилин
Диагностический инструментарий:
Матрицы Равена
Кубики Кооса
Цветные счетные палочки Кюизерна
Методика «Исключение предметов»
Методика «Опосредованное запоминание»
Обучающий эксперимент «Клипец»
Методика «Установление последовательности событий»
Методика «Классификация предметов»
Методика «Воспроизведение рассказов»
Методика «Соотношение пословиц, метафор, фраз»
Методика «Объяснение сюжетных картин»

Количество

1
1
1
1
1
к каждому
занятию

по кол-ву
учеников
1
1
1
По
количеству
учеников

6.

Другое оборудование:
Метроном
Карточки «Азбука настроения»
Карточки «Эмоциональный интеллект»
Мягкие игрушки разных размеров
Игры на бумаге, «умные клеточки», «тренируем память»
Мячи тениссные
Кубики
Кукла-перчатка бибабо.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса.
Учебно-методическое обеспечение для педагога:

№
Автор, год издания Название пособия
1. Аржакаева Т. А., Вачков И. В., Попова А. Х.
Психологическая азбука. Программа развивающих
занятий в 2-м классе. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2014. – 136
с.
2. Аржакаева Т. А., Вачков И. В., Попова А. Х.
Психологическая азбука. Программа развивающих
занятий в 3-м классе. – М.:
Генезис, 2013. – 144 с.
3. Аржакаева Т. А., Вачков И. В., Попова А. Х.
Психологическая азбука. Программа развивающих
занятий в 4-м классе. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2014. – 140
с.
4. Глазунов Д. А. Психология. 1 класс. Развивающие
занятия.
Методическое пособие с электронным приложением /
авт.сост.
Д. А. Глазунов. – 2-е изд., стеретипн. – М.: Планета, 2011.
– 240
с. – (Школьный психолог).
5 Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы
/ О.
Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. – Изд. 7-е. – Ростов н/д:
Феникс, 2011. – 442, [1] с.: ил. – (Справочники).
6. Никольская И. М., Бардиер Г. Л. Уроки психологии в
начальной школе. 2-е изд., дополн. и перераб. – СПб.:
речь, 2004. – 190 с.: ил.
7.

Вид пособия
Методическое пособие
для педагогов и
психологов
Методическое пособие
для педагогов и
психологов
Методическое пособие
для педагогов и
психологов
Методическое пособие
для педагогов и
психологов

Справочное пособие для
педагогов-психологов

Методическое пособие

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я:Уроки психологии в Методическое пособие
начальной школе (1-4). 5-е изд., испр.и доп. – М.: для педагогов и
Генезис, 2012. – 312с.
психологов

8.

Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с
детьми 39 лет. Психологические игры, упражнения,
сказки. – 4-е изд. – М: Генезис, 2013. – 176 с.: ил. –
(Психологическая работа с детьми).

Методическое пособие
для педагогов и
психологов

9.

Пашнев Б. К. Психодиагностика: практикум школьного
психолога / Б. К. Пашнев. – Ростов н/ Д: Феникс, 2010. –
317 с.

Методическое пособие
для педагогов и
психологов

10. Языканова Е. В. Развивающие задания: тесты, игры,
упражнения: 1 класс / сост. Е. В. Языканова. – 10-е изд.,
стереотип. – М.: «Экзамен», 2014. – 79 с.

Методическое пособие
для педагогов и
психологов

11. Языканова Е. В. Развивающие задания: тесты, игры,
упражнения: 2 класс / сост. Е. В. Языканова. – 9-е изд.,
перераб. и доп. – М.: «Экзамен», 2014. – 109 с.

Методическое пособие
для педагогов и
психологов

12. Языканова Е. В. Развивающие задания: тесты, игры,
упражнения: 3 класс / сост. Е. В. Языканова. – 11-е изд.,
стереотип. – М.: «Экзамен», 2014. – 125 с.

Методическое пособие
для педагогов и
психологов

13. Языканова Е. В. Развивающие задания: тесты, игры,
упражнения: 4 класс / сост. Е. В. Языканова. – 8-е изд.,
перераб. и доп. – М.: «Экзамен», 2014.

Методическое пособие
для педагогов и
психологов

Для учащихся:
№
Автор, год издания Название пособия
1. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь
школьника 1 класс. – М: Генезис, 2013. – 80 с.

Вид пособия
Рабочая тетрадь

2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь
школьника 2 класс. – М: Генезис, 2014. – 68 с.

Рабочая тетрадь

3. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь
школьника 3 класс. – 4-е изд. – М.: Генезис, 2014. – 60 с.

Рабочая тетрадь

4. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь
школьника 4 класс. – 2-е изд. – М: Генезис, 2013. – 68 с.:
ил.

Рабочая тетрадь


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».