Утверждено
директор МАОУ НОШ №13
Н.В.Холуева
Приказ № 8/4-ОД от 10.01.2019г.
Программа
«Здоровый образ жизни
сотрудников школы»
МАОУ «Начальная общеобразовательная школа №13
имени Героя Советского Союза В.В.Комиссарова»
п. Бобровский
1
Паспорт программы
Наименование
Программы
Нормативно-правовая
база Программы
Программа МАОУ НОШ №13 «Здоровый образ жизни
сотрудников школы» на 2019-2024 годы (далее – Программа)
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №
273-ФЗ от 29.12.2012 (ред. от 30.12.2015), (ст. 51).
2. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации» N 329-ФЗ от 04.12.2007 (ред. от 03.11.2015), (ст. 16, 33).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в последней редакции) «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.28.2110 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях».
4. Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 №986 «Об утверждении
федеральных требований к образовательным учреждениям в части
минимальной оснащенности учебного процесса и учебных
помещений».
Разработчик
Стратегическая
цель Программы
МАОУ «Начальная общеобразовательная школа №13 имени Героя
Советского Союза В.В.Комиссарова» п.Бобровский
Формирование личности сотрудника школы,
способной реализовать
себя максимально эффективно в процессе обучения и воспитания
молодого поколения, творчески относящейся к возникающим
проблемам, владеющей навыками саморегуляции,
креативности,
ведущей здоровый образ жизни.
Основные направления Создание в школе организационных, материально - технических,
санитарно - гигиенических и других условий здоровьесбережения,
учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья
сотрудников школы.
Задачи Программы
1. Создание материально - технического, содержательного и
информационного обеспечения агитационной и пропагандистской
работы по приобщению коллектива к здоровому образу жизни.
2. Формирование валеологической грамотности педагогов и
сотрудников школы.
3. Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий и
условий преподавания, комплекса мер по поддержанию здоровья
педагогических работников школы.
4. Организация оздоровительной работы в учебное и внеурочное
время, в часы досуга.
5. Создание социально-психологических условий в школе,
способствующих
формированию
здорового
морально
-психологического климата в коллективе, эмоциональной гармонии.
6. Усиление контроля за медицинским обслуживанием сотрудников
школы.
2
7. Профилактика заболеваний, снижение уровня заболеваемости.
8. Обеспечение системы полноценного сбалансированного питания
коллектива школы.
Сроки реализации
Программы
2019-2024 годы
Исполнители
Программы
Администрация, профсоюзный комитет, коллектив МАОУ НОШ №13
Источники
финансирования
Бюджетные, внебюджетные деньги
Ожидаемые конечные 1.Положительная динамика численности педагогов, занимающихся
результаты реализации физкультурой и спортом в спортивных залах школы, посёлка, района.
Программы
2. Успешность выступлений учителей школы в профессиональных
спортивных конкурсах, соревнованиях разного уровня.
3.
Снижение отрицательной динамики состояния физического,
психического и духовно-нравственного здоровья сотрудников школы.
4. Минимализация отклонений от санитарно-гигиенических норм и
требований, обеспечивающих безопасность и комфортность
образовательной среды школы.
5. Сформированность у сотрудников отношения к своему здоровью как
общечеловеческой ценности и привитие навыков здорового образа
жизни.
6.
Проявление у педагогов активности, инициативы и творчества в
организации и проведении мероприятий, направленных на сохранение и
укрепление здоровья детей и подростков, обучающихся в школе.
7. Повышение авторитета и конкурентоспособности образовательного
учреждения в социуме СГО.
3
Пояснительная записка
Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового
образа жизни очень актуальны сегодня. Необходимо создание условий, направленных на
сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует сформировать у
работников школы необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
научить использовать полученные знания на уроках и в повседневной жизни.
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед
педагогами стоит первостепенная задача воспитания здорового поколения. Но последние
статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе
состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся и их
наставников вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.
Поэтому в качестве основы наших программ здоровьесбережения в Школе – центре
физического совершенствования мы определили заботу о сохранении здоровья
воспитанников и учителей.
Учительская профессия требует особого напряжения эмоциональных и физических
сил. Постоянная концентрация внимания, нервное напряжение, необходимость говорить в
течение нескольких часов ежедневно превратило хронические заболевания горла и гортани
и астено-невротические расстройства практически в профессиональные заболевания
учителей.
Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья ученика.
Учитель обязан ответственно относится к своему здоровью, быть примером для ученика,
вести здоровый образ жизни.
Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных
сведений о фактическом состоянии здоровья педагогов, о неблагоприятных для здоровья
факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере
здоровьесбережения.
В основу программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
положены принципы:
– актуальности. Он отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем работников
школы, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями;
– доступности. В соответствии с этим принципом сотрудникам предлагается оптимальный
для усвоения объем информации, предусматривает использование ситуационных задач с
необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска;
– положительного ориентирования. В соответствии с этим принципом уделяется
значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их
благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т.е. показ
положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий
негативного в отношении здоровья и поведения;
– последовательности. Он предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также
их логическую преемственность в процессе его осуществления;
– системности. Он определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что
позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы;
– сознательности и активности. Направлен на повышение активности педагогов в
вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и
здоровье окружающих.
4
Цели программы
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как состояние
«полного физического, психического и социального благополучия», а не только как
отсутствие болезней и физических недостатков. Поэтому нами были поставлены
следующие цели:
формирование у сотрудников школы понимания значимости сохранения,
укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни;
создание в школе организационно - педагогических, материально - технических,
санитарно - гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих
индивидуальные показатели состояния здоровья участников образовательного
процесса;
создание материально - технического, содержательного и информационного
обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению коллектива
школы к здоровому образу жизни;
развитие организационного, программного и материально - технического
обеспечения отдыха и досуга педагогов в аспектах здоровьесбережения;
обеспечение системы полноценного сбалансированного питания в школе с учетом
особенностей состояния здоровья участников образовательного процесса;
разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогических
работников школы.
Задачи программы
четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
формирование системы выявления уровня здоровья сотрудников школы и его
целенаправленного отслеживания в течение каждого года обучения;
гигиеническое нормирование учебной нагрузки педагогов, режима дня;
освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения,
использование здоровье сберегающих технологий;
планомерная организация полноценного сбалансированного питания;
развитие психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной
профилактики психологического и физического состояния здоровья;
организация досуга коллектива, направленного на формирование здорового образа
жизни;
посещение научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной
проблеме и применение полученных педагогами знаний на практике.
Участники программы:
o
администрация школы
учителя
o
прочие сотрудники
o
социальные партнеры
o
5
6
Функции различных категорий работников школы
1. Функции администрации:
общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
общее руководство и контроль за организацией горячего питания в школе;
организация просвещения в вопросах валеологии на семинарах, педсоветах, совещаниях;
обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы
спортивных секций;
разработка системы досуговых мероприятий по укреплению физического здоровья
сотрудников и ее контроль;
организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее
контроль;
организация работы психологической службы в школе.
2. Функции медико-психологической службы школы:
проведение диспансеризации и регулярных медосмотров сотрудников школы, определение
уровня физического здоровья;
выявление группы риска;
проведение агитационной и пропагандистской работы по приобщению коллектива школы
к здоровому образу жизни.
3. Функции сотрудников школы:
санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности в школе;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых
заболеваний;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике
травматизма на дорогах;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике
наркомании, токсикомании, табакокурения;
организация встреч с представителями правоохранительных органов, медработниками,
наркологами;
организация и проведение мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и др.) в
рамках программы здоровьесбережения;
Сроки и этапы реализации программы:
1 этап - 2019 – 2020 гг.– этап проектирования программы:
анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к вредным
привычкам;
изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;
создание творческой группы по разработке программы;
анализ учебной нагрузки педагогов;
подготовка памяток по вредным привычкам;
разработка системы профилактических и спортивных мероприятий.
6
2 этап – 2021 – 2022 гг.- апробационный:
внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее
эффективных;
систематическая работа по пропаганде ЗОЖ;
выполнение оздоровительных мероприятий.
3 этап - 2023 – 2024 гг. - контрольно-обобщающий:
разработка анкет;
сбор и анализ результатов выполнения программы;
коррекции деятельности.
По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их
исполнения. При этом работникам школы необходимо знать, какие результаты должны
быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на
обеспечение здоровьесбережения.
Основные направления по реализации программы
Направление
I. Развитие
здоровьесберегающей
инфраструктуры
школы.
Цели и задачи:
1.Создание условия для
моделирования
различных видов
деятельности,
направленных на
укрепление здоровья в
школе, а также на
изменение всего уклада
школы с пользой для
здоровья каждого
школьника и работника
школы.
2.Создать условия для
сохранения и укрепления
соматического,
психического и
Содержание деятельности
Сроки
Гигиеническая оценка
воздушно-теплового режима учебных
кабинетов, рекреаций и
вспомогательных помещений.
Регулярно
Гигиеническая оценка освещенности
учебных кабинетов, рекреаций и
вспомогательных помещений.
Июнь –
август
Использование ИКТ для
совершенствования и повышения
эффективности оздоровительной
деятельности школы.
Плановый ремонт здания (туалетных
комнат, зала для приема пищи и
пищеблока в столовой, косметический
ремонт кабинетов и рекреаций).
Обустройство игровых и спортивных
площадок на территории школы.
Озеленение помещений школы и
её территории.
Регулярно
Июнь –
август
Ответствен
ные
Директор
Директор
Зам.дир по
УВР
Директор,
завхоз
В течение Директор,
завхоз
года
Директор,
В течение
завхоз
Года
Приобретение нового оборудования для В течение
кабинетов, спортивного зала,
Года
учительской.
Директор,
завхоз
7
социального здоровья
субъектов
образовательного
процесса.
Заключение договоров на организацию
питания школьников.
3. Создать позитивный
эмоционально-психологи
ческий климат в
образовательном
учреждении.
Витаминизация блюд школьной
столовой.
4. Укрепить
материально-техническу
ю базу для сохранения и
укрепления
соматического,
психического и
социального здоровья
субъектов
образовательного
процесса.
II. Рациональная
организация
образовательного
процесса.
Основные цели и задачи:
1. Поиск
здоровьесберегающих
оптимальных режимов
учебно-воспитательной
работы.
2. Обеспечение
нормативного и
научно-методического
сопровождения процесса
организации
образовательного
пространства для
сохранения и укрепления
соматического,
психического и
социального здоровья
субъектов
образовательного
процесса.
Организация питьевого режима в школе
Сентябрь
В течение
года
Постоян
Зав. столовой
Завхоз
Зав. столовой
но
Приобретение медикаментов и
оборудования для медкабинета.
В соотв. с
заявкой
Директор
Проведение комплектования школы
педагогическими кадрами.
Комплектование штата техническим
персоналом.
Март,
сентябрь
Директор
По плану
Зам.дир.по
ВР
В течение
года
Директор
По плану
Зам.дир.по
ВР
Участие в конкурсах социальных
проектов по вопросам
здоровьесбережения.
Оборудование кабинета
психоэмоциональной разгрузки,
музыкотерапии.
Гигиеническая оценка учебных занятий В течение
и мероприятий.
года
Директор
Гигиеническая оценка и экспертиза
расписания и режима работы школы
органами Роспотребнадзора.
Зам.дир. по
УВР
Осуществление контроля за
выполнением единых требований к
организации учебно-воспитательного
процесса.
Контроль соблюдения гигиенических
норм и требований к организации и
объему учебной и внеучебной нагрузки
педагогов.
Контроль использования методов и
методик обучения, способствующих
сохранению здоровья.
Август
По плану
Зам.дир. по
УВР
По плану
Зам.дир. по
УВР
В течение
года
Зам.дир. по
УВР
Контроль соблюдения всех требований
к использованию технических средств в Постоян
но
обучении (компьютер,
аудиовизуальные средства).
Рациональная организация уроков
физической культуры и занятий
активно-двигательного характера.
Использование учителями предметниками методики здоровье
Зам.дир. по
УВР
По плану
Зам.дир. по
УВР
Февраль
Зам.дир. по
УВР
8
сберегающего урока.
3. Создать
образовательное
пространство для
раскрытия творческого
потенциала и
обеспечения социальной
активности участников
образовательного
процесса на
здоровьесбережения.
III. Организация
физкультурно-оздорови
тельной работы с
сотрудниками школы.
Семинары по организации
здоровьесберегающих моментов
современного урока.
По плану
Зам.дир. по
УВР
Тематические педсоветы (по тематике
ЗОЖ)
По плану
Директор
Реализация инновационных программ
валеологической направленности
По плану
Зам.дир. по
УВР
Контроль за системой
психофизического оздоровления детей
на уроках (ситуация успеха,
психологическая комфортность,
приемы релаксации и самомассажа,
нейропсихологическая гимнастика).
По плану
Зам.дир. по
УВР
Открытые уроки с использованием
здоровьесберегающих технологий.
В течение
года
Зам.дир. по
УВР
Организация и проведение утренней
гимнастики до учебных занятий для
учащихся 1 - 4 классов с участием
учителей школы.
Постоян
но
Кл. руковод.
Организация и проведение
Постоян
динамических перемен для учащихся 1 Основная цель:
но
4 кл.с участием учителей начальных
осуществление комплекса классов.
физкультурных и
спортивных мероприятий Организация уроков физической
культуры с учетом мониторинга уровня Постоян
по гармоническому и
физического здоровья и
физическому развитию
но
индивидуальных особенностей
участников
учащихся и учителей .
образовательного
Учителя
начальных
классов
Учителя
физкультуры
Организация работы спортивных
секции под руководством учителей и
школы.
в течение
года
Учителя,
Организация и проведение спортивных
соревнований.
По плану
Учитель
физкультуры
Организация и проведение учительских
апрель
Дней здоровья
Праздник “Папа, мама, я – спортивная
семья”.
по плану
Участие педагогов в профессиональных Постоян
олимпиадах и конкурсах по физической но
культуре.
Организация семейного досуга
работников школы на природе.
по плану
Профсоюзны
й комитет
Учитель
физкультуры
Учителя
Профсоюз
ный комитет
9
Участие в ежегодных учительских
турслетах.
Участие в общепоселковых
спортивных мероприятиях «Кросс
наций», «Лыжня России», «Весна
Победы» и т.п.
ежегодно
Профсоюзный комитет
ежегодно
Учитель
физкультуры
IV. Просветительская и
методическая работа с
коллективом,
направленная на
формирование ценности
здорового образа жизни.
Работа с комплексным воспитательным Постоянн
планом «Я - за здоровый образ жизни»: о по плану Зам.директоа
• модуль 1: «Система
по ВР
профилактико-просветительских
классных часов для 1-4 классов и
родителей»;
Цели:
• модуль 2:
«Спортивно-оздоровительные
мероприятия»;
1. Сформировать
основания для
критического мышления
по отношению к знаниям,
навыкам и практическим
действиям,
направленным на
сохранение здоровья.
2. Обеспечить освоение
участниками
образовательного
процесса способов
укрепления и сохранения
здоровья, привитие
навыков ответственного
отношения к нему,
профилактика вредных
привычек.
3. Обеспечить коллектив
необходимой
информацией для
формирования
собственных стратегий и
• модуль 3: «Профилактика
асоциального поведения».
Санитарно-просветительская работа по
профилактике венерических
заболеваний, наркомании,
токсикомании.
Реализация инновационных программ
валеологической направленности
(Уроки здоровья во 2-4 классах)
В течение
года
Зам. дир по
ВР,учителя
ф-ры,
В течение
года
Учитель
Медработник
Зам.дир. по
ВР
Работа по профилактике травматизма и
ДТП.
Индивидуальные и коллективные
В течение
занятия с детьми по вопросам здорового года
образа жизни.
Разработка и внедрение авторских
программ по вопросам ЗОЖ
Проведение консультаций для
педагогов и родителей по проблемам
сохранения здоровья, профилактике
технологий,
вредных привычек.
позволяющих сохранять и Лекции, семинары, консультации по
укреплять здоровье.
различным вопросам роста и развития
человека, его здоровья, факторов
положительно и отрицательно
4. Организация
деятельности всех служб влияющих на здоровье в рамках
по обучению здоровью в школьной жизни.
По
учебному
плану
По плану
По плану
Зам.дир. по
ВР
Кл.рук.
Учителя
зам. по ВР,
мед.работник
Зам.дир. по
ВР
10
школе.
Семинар для педагогов школы
«Психо - физиологические
особенности школьников».
Приобретение необходимой
научно-методической литературы и
комплектация на базе библиотеки
библиотечки по проблемам здоровья и
здорового образа жизни.
V. Медицинская
профилактика и
динамическое
наблюдение за
состоянием здоровья.
Цель:
Добиться положительной
динамики состояния
физического,
психического и
духовно-нравственного
здоровья сотрудников
школы.
По плану
Педагог–пси
холог
В течение
года
Зав.
библиотекой
Организация общественного совета по
здоровью и совместное (учителя,
специалисты, родители, учащиеся)
обсуждение и решение проблем
сохранения и укрепления здоровья в
своем образовательном учреждении с
учетом реальных возможностей и
потребностей.
По плану
Директор,
зам.дир.по
ВР
Использование рекомендованных и
утвержденных методов профилактики
заболеваний, не требующих
постоянного наблюдения врача
(витаминизация, профилактика
нарушений осанки, профилактика
нарушений зрения и т.п.).
в течение
года
директор,
педагоги,
мед.работник
Регулярный анализ и обсуждение на
педсоветах, заседаниях Родительского
комитета данных о состоянии здоровья
школьников, доступность сведений для
каждого педагога.
в течение
года
зам. дир. по
ВР
Регулярный
анализ
результатов
динамических
наблюдений
за в течение
состоянием здоровья, их обсуждение с года
педагогами,родителями,введение
карты здоровья класса, позволяющей
наглядно
увидеть
динамику
заболеваемости,
проанализировать
причины и своевременно
принять
необходимые меры.
учителя
Привлечение медицинских работников
к реализации всех компонентов работы
по сохранению и укреплению здоровья
школьников, просвещению педагогов и
родителей.
директор
Ежегодные обязательные медицинские
профосмотры
в течение
года
по
графику
директор
11
Ожидаемые конечные результаты программы:
Умение сотрудников школы корригировать свой образ жизни.
Улучшение показателей здоровья педагогов.
Снижение уровня заболеваемости в коллективе школы.
Активное принятие, повышение приоритета здорового образа жизни.
Снижение количества дней, пропущенных по болезни.
Повышение функциональных возможностей организма, развитие физического
потенциала учителей.
Усиление мотивации к двигательной деятельности.
Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в
сохранении и укреплении как здоровья школьников, так и своего здоровья.
Внедрение Программы предполагает проведение следующих инновационных
преобразований УВП:
Создание психолого-педагогической службы в школе.
Использование здоровьесберегающих технологий в школе в рамках ФГОС (1 – 4
классы) .
Дистанционное обучение учащихся во время карантина .
Сетевое взаимодействие с детскими спортивными школами.
Внедрение Программы нравственного, гражданского и патриотического воспитания
школьников «Я гражданин России».
Разработка и внедрение Программы совместной деятельности профсоюзной
организации и Совета школы по укреплению здоровья школьников и педагогов.
Реконструкция спортивно-оздоровительного комплекса на территории школы.
Организация научно-исследовательской деятельности учителей и школьников на
тему здоровья, физкультуры и спорта.
12
Контроль реализации программы
Реализация программы "Здоровый образ жизни сотрудников школы" направлена на
формирование у работников школы культуры отношения к своему здоровью, что
включает в себя:
культуру физиологическую (способность управлять физиологическими
процессами и наращивать резервные мощности организма);
культуру физическую (способность управлять физическими
природосообразными движениями);
культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и
эмоциями);
культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и
контролировать их).
Базовыми компонентами на всех ступенях являлись:
формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и
здорового образа жизни;
формирование системы знаний по овладению методами оздоровления
организма;
формирование положительной мотивации, направленной на занятия
физическими упражнениями, различными видами спорта;
формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной
помощи себе и другому человеку.
Методы контроля над реализацией программы:
проведение заседаний методических объединений школы;
контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки,
проведением досуга сотрудников школы в свете формирования здорового образа
жизни.
создание методической копилки опыта;
мониторинг состояния здоровья педагогов в школе.
сбор статистики о динамике развития мотивации к здоровому образу жизни.
13